Get Adobe Flash player

Холь а моэд

Промежуток времени между первым и последним днем праздников Песах и Сукот называется холь а-моэд, т.е. "праздничные будни". "Праздничные" - потому что холь а-моэд надлежит чтить так же, как праздничные дни: по-праздничному одеваться, устраивать трапезы, более обильные, чем в обычные дни, веселиться самому и поддерживать праздничное настроение в семье; "будни" - потому что в холь а-моэд разрешено выполнять многие, хотя и не все, будничные работы.

К работам, которые разрешено выполнять в холь а-моэд, относятся прежде всего те, что связаны с приготовлением пищи, а также любые работы по дому, которые необходимо выполнить в холь а-моэд. При этом должно быть соблюдено одно обязательное условие - эти работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной. Кроме того, в холь а-моэд разрешается выполнять работы, которые не терпят отлагательства и неисполнение которых грозит крупными убытками.

 


При необходимости, для выполнения работ, связанных с предотвращением убытков, разрешается нанимать рабочих, но лишь в том случае, если эти работы нельзя было выполнить до праздника. Того, кто сознательно отложил эти работы на холь а-моэд, рассчитывая заняться ими, освободившись от других дел, а также того, кто не выполнил их до праздника из-за лени или беспечности, мудреды наказывают, лишая его права выполнять эти работы и в холь а-моэд.

Если материальное положение не позволяет человеку не работать в холь а-моэд, Алаха разрешает ему заниматься в эти дни даже работой, в принципе запрещенной. Он обязан лишь работать дома - так, чтобы этого не видели другие евреи. Более того, разрешается даже поручать работу малоимущему еврею, чтобы дать ему возможность заработать, - опять же при условии, что он будет работать дома, не привлекая чье-го-либо внимания. Нанимать нееврея в холь а-моэд для выполнения работы, запрещенной еврею, разрешается только в том случае, когда это совершенно необходимо для исполнения какой-либо заповеди. В холь а-моэд разрешается нанимать рабочих для работ, которые начнутся после праздника.

Даже работы, в принципе разрешенные, запрещается исполнять в холь а-моэд для нужд нееврея.

Сельскохозяйственные работы - такие, как удобрение земли, сев, расчистка поля от камней и хвороста, подрезание деревьев и т.п. - запрещено производить в холь а-моэд. Однако разрешается поливать растения, чтобы они не погибли, собирать плоды, которые могут испортиться, и т.п.

Алаха запрещает стричься в холь а-моэд. Если постригли ногти накануне первого дня праздника, но они уже отрасли, их разрешено постричь и в холь а-моэд. Женщина, готовящаяся к омовению в миквэ, также подстригает ногти (см. 146: 13а).

В холь а-моэд запрещено стирать белье. Исключение делается лишь для детской одежды, которую приходится менять. Разрешается также постирать белье тому, кто хотел сделать это перед праздником~ но не успел из-за крайнего недостатка времени.

В холь а-моэд разрешено делать все, что необходимо для лечения человека или животного.

В принципе‚ в холь а-моэд разрешено писать все, что необходимо для нужд холь а-моэда. Разрешается также записывать счета, которые надо сохранить и которые забудутся, если их не записать. Алаха не запрещает в холь а-моэд писать письма неделового характера друзьям и родственникам (принято лишь делать какие-либо изменения - например, написать первую строку дугообразно). Распространен, однако, обычай вообще не писать ничего в холь а-моэд, и тот, кто соблюдает этот обычай, достоин похвалы.

Тот, кто нуждается в деньгах, даже не для нужд холь а-моэда, и опасается, что после праздника не найдет никого, кто смог бы одолжить их ему, имеет право занять деньги в холь а-моэд и написать долговое обязательство, если без этого заимодавец не соглашается дать деньги в долг.

В холь а-моэд не устраивают свадеб - согласно принципу: "Не смешивают одно веселье с другим". Однако Алаха разрешает совершать помолвку и записывать обязательства сторон. Разрешается весело праздновать помолвку, а также устраивать празднества в честь обрезания младенца или выкупа первенца (см. гл. 135).

В холь а-моэд разрешается выходить, а также выезжать на любом виде транспорта за пределы тхум шабат (см. 84:1-4).

Алаха запрещает делать в холь а-моэд все, что связано с большими усилиями, например переезжать с квариры на квартиру. Однако если это приводит к убыткам или мешает праздничному веселью, запрет отменяется.

Запрещено совершать в холь а-моэд любые торговые операции и все, что связано с ними (включая обмен валюты). Если же неожиданно представилась возможность заключить выгодную сделку, это разрешается сделать, не привлекая чужого внимания и при условии, что часть заработанных денег будет истрачена на нужды последнего праздничного дня - дополнительно к тому, что предполагалось истратить ранее. В холь а-моэд разрешается продавать и делать покупки на неожиданно объявленных распродажах, а также закупать товар, который, возможно, после праздника подорожает.

Все необходимые в холь а-моэд продукты, включая и те, без которых, в принципе, можно обойтись (например, специи), в эти дни разрешается продавать без всяких ограничении.

кицур Шулхан Арух

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения