Get Adobe Flash player

Комментарии рав Шауль-Айзека Андрущака к недельной главе

Недельный раздел «Ваешев» буквально перегружен драматическими эпизодами. Можно сказать, он из них одних и состоит.

Один из них, во всех отношениях стоящая особняком, история Иеѓуды и Тамар.

Сюжет всем хорошо известен: Иеѓуда, тяжело переживающий свои недоработки в случае с Иосифом, решает пожить отдельно. Женится на местной барышне. Она рожает ему сыновей. Троих, как в сказках. Только все три умные. Старший из них  женится на девочке по имени Тамар. Эта девочка оказывается настолько святой и непорочной, что на её фоне даже первенец самого Иеѓуды (от дочери великого праведника, но самой по себе, правда, не великой праведницы) выглядит так плохо, что Небесный суд приговаривает его к безвременной кончине. Чтоб на Тамар тень не бросал. Иеѓуда женит вдову своего первенца левиратским браком на втором сыне. Но с  тем происходит аналогичная история. С аналогичным финалом.


Иеѓуда всегда хорошо думает только про своих, про потомков Яакова, как и заповедано. А про остальных думает исходя из   принципа, который гораздо позже назовут в честь какого-то монаха –францисканца «лезвием Окамы» (не Обамы, не дай Б-г, а Окамы): самое простое объяснение является наиболее вероятным. Поэтому Иеѓуда исходит из того, что Тамар – «черная вдова» (см. Раши на Берешит, 38:11). Потому что «черные вдовы» встречаются гораздо чаще, чем великие праведницы.

Исходя из своего логичного предположения, Иеѓуда решает тянуть резину и не отдает младшего сына, ссылаясь на его малолетство и т.д.

Тем временем Тамар подросла и поняла, что же ей нужно в жизни: не сыновья Иеѓуды, но сам Иеѓуда. И она его добилась, выдав себя за...другую женщину, совсем не святую. Забеременела от Иеѓуды, попала под подозрение в неподобающем поведении и была приговорена к смертной казни через сожжение. И готова была гореть огнем, лишь бы не скомпрометировать Иеѓуду. (Который, правда, не знал, на том этапе, что может быть скомпрометирован). А когда узнал – немедленно скомпрометировался, чтобы спасти Тамар и, главное, поступить правильно.

Ну а закончилось все хорошо: Иеѓуда и Тамар поженились. И Тамар родила двойню: Переца и Зераха. Он Переца произошел род царя Давида и его потомка – праведного Машиаха, прихода которого мы ждем ещё сегодня.

Вот такая история. Оригинал в Пятикнижии Берешит, 38-ая глава.

Столько интересных и требующих пояснений подробностей – глаза разбегаются.

Вот, почему Тамар собирались сжечь? Не повесить, не голову отрубить, а именно сжечь? Так распорядился сам Иеѓуда: «И было: при утроении месяцев поведали Иеѓуде, говоря: Блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Иеѓуда: Выведите ее, и будет она сожжена!» (Берешит, 38:24).

Раши поясняет: «, и будет она сожжена. Эфраим Макшаа от имени раби Меира говорил: «Она была дочерью Шема, священнослужителя, поэтому ее приговорили к сожжению» ».

Это как понимать? Какое отношение священнослужение Шема имеет к священнослужению Аѓарона и его потомков – коѓенов? Это вроде бы два совершенно разных вида священничества. Начать хотя бы с того, что Аѓарон и его потомки были избраны Всевышним и им было заповедано священослужить. И именно им было сказано, что дочь одного ИЗ НИХ если согрешит, то будет сожжена и т.д. (см. подробности в Ваикра, 21:9). Причем тут энтузиаст-доброволец Шем?

И даже если мы почему то допустим, что Шем и его семья также, как и семья Авраѓама, соблюдали все заповеди до того, как те были даны во всех самых строгих строгостях, предписание сжечь касается замужней дочери священнослужителя или обрученной. Тамар же была свободной женщиной! За что её сжигать?

Конечно, она предназначалась в левиратские жены третьему из сыновей Иеѓуды: Шеле. Но предназначенная – это ещё далеко не обрученная и совсем не жена! Раши, так уж точно, нигде и никогда не пишет ничего, что противоречило бы этому утверждению.

А, главное,  из комментариев Раши следует, что никакому Шеле Тамар не предназначалась в левиратские жены.

Сейчас объясним почему.

Мы уже упоминали общеизвестный факт, что Авраѓам, Ицхак, Яаков и все сыновья Яакова соблюдали все заповеди Торы, за века до того, как те были дарованы, в добровольном порядке, но строжайшим образом.

И точно знаем про Иеѓуду и его сыновей, что они скурпулезно исполняли заповедь о левиратском браке. Судя по его словам, обращенным к Онану, второму сыну: «Онану: Войди к жене твоего брата и как деверь женись на ней, и возведи ты семя брату твоему!» (Берешит, 38:8)

А о левиратском браке сказано: «Если будут жить братья вместе и умрет один из них, А сына нет у него, то не выйдет жена умершего замуж на сторону за чужого. Деверь ее пусть войдет к ней и возьмет ее в жены себе, и вступит с ней в левиратский брак» (Дварим, 25:5).

Т.е. запрещено жениться на женщине, предназначающейся в жены кому то в рамках левиратского брака.

В данном контексте не важно, как будет наказываться преступление данного запрета. Очевидно, что не как супружеская измена. Так что о сожжении дочери священнослужителя в подобной ситуации речь не пойдет, как уже объяснялось выше.

Но, как ни крути, это нарушение заповеди Торы.

А что делает Иеѓуда, узнав, кто ему Тамар и кто он Тамар? В тексте сказано «и не продолжал более». Т.е. женил её на Шеле, надо полагать.

Но эти же слова можно перевести и как «не переставал». И Раши пишет, комментируя их: «Одни говорят: не продолжал (т. е. больше не познавал ее). Другие говорят: не прекращал (т. е. больше не расставался с ней). Подобное этому (находим там, где речь идет) об Элдаде и Медаде: לאו יספו. (В Таргуме) переведено «не прекращали», (но некоторые понимают это как «не продолжали»).

Т.е. Раши не видит никакой проблемы в толковании, согласно которому Иеѓуда женится на Тамар. Если Тамар предназначена Шеле, то Иеѓуда нарушает принятый на себя запрет! Тем самым оскверняя имя Небес и т.д.!

А Раши (там, 38:26) приводит мидраш: «Наши благословенной памяти мудрецы толковали, что раздался глас (б-жий) и сказал: «От Меня исходило это. За то, что она была скромна в доме своего свекра, Мною предопределено, чтобы от нее произошли цари. (А еще) Мною предопределено, что цари Исраэля произойдут от колена Иеѓуды»».

И из этого мидраша следует, что с Небес пожелали, чтобы Иеѓуда и Тамар были вместе и чтобы цари израилевы, включая царя Давида и Машиаха, были бы из их потомства.

Если бы Тамар была запрещена Иеѓуде и предназначена Шеле, неважно в силу чего, не могло бы быть в их связи ничего хорошего и богоугодного. И на потомстве их лежала бы такая тень, что не встать.

Значит не была Тамар запрещена Иеѓуде! Раз так у них все хорошо получилось!

Но почему?

А это очень просто. На тот момент, как мы помним, уже были даны заповеди потомкам Ноаха. Включая запрет на убийство. И не были даны (хотя некоторыми и соблюдались в порядке личной инициативы) заповеди Торы, включая заповедь о левиратском браке.

Понятно, что в случае возникновения конфликта между заповеданным и принятым на себя  добровольно, заповеданное важнее.

Тамар, напомним, считалась «черной вдовой». Это не шутки. Два мужа-брата умерли и третий мог, запросто. По братски. В рамках наметившейся тенденции. Даже угроза самоубийства (подвид убийства!) путем вступления в брак с Тамар подчистую освобождает Шелу от этой обязанности.

А Иеѓуда – не брат покойных Эра и Онана. Его вся эта история со смертями не касается. Ему женитьба на Тамар не грозит ничем, кроме женитьбы. И проблемы с «женой сына твоего» нет. Поскольку Тамар, напомним, была вдовой и свободной женщиной.

И таким образом мы возвращаемся к вопросу: за что же её сжигать то,  дочь  Шема эту?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним ещё одного приговоренного к смерти. Шхема – пленителя, мягко говоря, Дины.

Спрашивается: за что Шимон и Леви казнили (убили!) Шхема? Хамора и остальных – за не совершение правого суда. Есть такая заповедь у потомков Ноаха – правый суд вершить.

А какую заповедь нарушил Шхем? Дина была незамужняя...Да, безобразно себя повел. Но это ещё не повод убивать безобразника. Убийство – это нарушение заповеди!

Допустить, что Шимон и Леви нарушили заповедь, мы не можем. Поэтому остается только такой вариант: потомки Ноаха добровольно приняли на себя строжайшие законы целомудренного поведения (собственно, Раши об этом пишет прямым текстом в комментарии на Берешит, 34:7: «а такого не должно делать. (Недопустимо) насиловать девственниц. Потому что народы (законом) оградили себя от распутства из-за потопа, (который был карой за него)»). И за нарушение этих законов целомудрия, в точном соответствии с заповедями потомкам Ноаха, смысл и цель которых – сделать этот мир пригодным для обитания, полагалась смертная казнь. И Шхему и Тамар, предположительно.

Мало того, чтобы максимально запараллелить свои установления с будущими заповедями Торы, нарады решили, что, например, распутницу – дочь священнослужителя будут сжигать. Подобно тому, как будет в свое время заповедано относительно дочерей коѓенов, потомков Аѓарона.

Т.е. Тамар собирались сжечь не во исполнение ещё не данной заповеди Торы, а следуя установлению, принятому на себя потомками Ноаха в рамках приветствуемой самодеятельности на благо мира и процветания человечества.

Но в таком случае возникает вопрос: а что изменилось от того, что выяснилось, что Тамар беременна от Иеѓуды? Он её муж? Нет! Тогда, казалось бы, распутство дочери священнослужителя остается распутством дочери священнослужителя. И сжечь её! Какая разница с кем она это самое?!

И на этот вопрос ответ мы находим у Раши. В комментарии на слова «Неужели подобной блуднице ему делать нашу сестру?!» (Берешит, 34:31) он пишет: «подобной блуднице – доступной всем».

Т.о мы получаем определение «блуда»: неразборчивость в связях.

Вот и Тамар подозревали в том же.

А оказалось , что она не просто переборчива, а суперпереборчива. И никто кроме Иеѓуды ей не нужен. Как угодно можно это классифицировать, только не как блуд.

Ну и напоследок немного каббалистической символики в хасидской трактовке.

Священнослужитель – это, конечно, Всевышний. Дочь священнослужителя – это еврейская душа. Для того, чтобы «сгореть», т.е. загореться уподобленной углям пылающим любовью ко Всевышнему и на энергии своего горения вернуться к Нему, душе нужна искра, возникающая при столкновении с этим миром. Желательно, во всем его безобразии. Вот это столкновение, когда мир начинает хоть что то для души значить, хотя бы только как досадное препятствие – это уже разврат. И до тех пор, пока душа не забывает ради чего все это делается, весь этот, кажущийся, негатив работает на благо до такой степени, что Машиах приходит. Как результат, казалось бы сомнительного поведения, за которое, казалось бы, полагается сожжение.

по метриалам сайта http://sinagoga.kiev.ua

 

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения