Get Adobe Flash player

Радость по-еврейски

В главе Торы "Ки-Таво" мы читаем о бикурим, жертвоприношении первых плодов, которое должны были совершить еврейские земледельцы в качестве благодарности Б-гу за землю и ее плоды. По сути, бикурим напоминает нам о том, что нужно быть благодарными за те вещи, которыми мы благословлены в нашей жизни.

Интересно то, что этот закон вступил в силу только через четырнадцать лет после того, как еврейский народ вошел в Землю Обетованную. Семь лет заняло завоевание земли и еще семь – разделение земли на наделы между двенадцатью коленами Израиля. Только после того, как этот процесс был завершен, закон о приношении первых плодов вступил в силу. Но почему? Очевидно, что часть колен обосновалась раньше других. И несомненно, некоторые земледельцы, получившие свои наделы земли раньше, засеивали эти земли и получали плоды своих трудов. Почему же тогда они не должны были сразу же выразить свою благодарность, принеся жертвоприношение бикурим?

Ребе объясняет, что давая эту заповедь, Тора использует следующую фразу: "И радуйся всему добру, которое дал тебе Г-сподь, Б-г твой". Для того, чтобы в полной мере испытать радость от всех благословений, которые даны в жизни, человеку необходимо знать, что все его собратья были тоже благословенны. Пока человек знал, что есть другие, которые еще не обжились на своей земле, он не мог быть до конца удовлетворен. Поскольку симха, настоящая радость, являлась необходимым компонентом заповеди о бикурим, она могла быть выполнена, только когда все были довольны. Только тогда человек мог испытывать истинную симху, искреннюю и настоящую радость.

То, что наши друзья и родственники все еще воюют, завоевывая землю, – или же просто еще не могут пользоваться своим наделом земли – неким образом уменьшает желание праздновать, даже если у нас самих есть причина для радости. Удовольствие человека не полное, когда он знает, что у его брата еще не все в порядке.

Я, помню, как-то читал историю из дневника предыдущего Любавичского Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона, где он описывает свой арест и тюремное заключение в коммунистической России еще в 1927 году. Один из охранников был невероятно жесток. Он сам сказал Ребе, что, когда бьет и пытает заключенных, он получает столько удовольствия, наблюдая, как человек страдает, что потом может пить чай без обычной порции сахара. Само наблюдение за пытками подслащивает ему чай...

Таков зверь-антисемит. Но еврей должен испытывать противоположные ощущения. Он не может наслаждаться своим чаем или плодами, зная, что другой человек все еще не обрел своего места. Самые сладкие фрукты становятся горькими во рту, когда мы чувствуем нужду наших братьев.

Поэтому если у вас есть работа, подумайте о ком-то, у кого ее нет. Если вы счастливы в браке, подумайте о тех, кто все еще находится в поиске своего башерта и попробуйте познакомить их с кем-то. И в связи с приближающимися осенними праздниками, если вы в состоянии купить новые наряды для себя и своей семьи, подумайте о тех, кто не может позволить себе такую роскошь. И когда вы будете планировать праздничные трапезы с семьей и с друзьями, не забудьте пригласить одинокого человека, вдову или родителя-одиночку.

И в заслугу этого пусть Г-сподь благословит всех нас радостным и сладким новым годом.

Перевод Анны Адамской


По материалам сайта:ru.chabad.org

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения