Get Adobe Flash player

Окулист, кардиолог, отоларинголог... | Урок из главы Ки таво

“И не дал вам Г-сподь сердце, чтобы познавать, глаза видеть и уши слышать до сего дня”.

Представьте себе миллионы слепоглухих бессердечных роботов. И это - “любимцы Б-га”, народ-избранник!?


Кстати, не здесь ли нити нашей порой коллективной нелогичности? Участие в революционном движении, породившем в дальнейшем “дело врачей” и косвенно Холокост. Бескомпромиссная борьба за “разъевреивание” со стороны многих нынешних “интернационалистов”. Забота о военном противнике больше, чем о собственных жителях... Комментаторы по-разному интерпретируют нашу “слепоту”. Например, в связи с ранее сказанным: “Внимай и слушай, Израиль! В этот день стал ты народом Б-га!” Раши говорит, что речь о дне, в который Моше дал свиток Торы левитам. “Пришли остальные евреи с жалобой: почему ты дал её им? Ведь и мы стояли у Синая, и с нами говорил Б-г! Пройдёт время и скажут левиты, что Тора – их собственность. И весьма возрадовался Моше”. Наконец-то потребовали не перепелов или разделения власти, но - Б-жественного Закона!

Другое объяснение связывает наш с соседними пасуками. Прежде говорилось о знамениях и чудесах Создателя, которых евреи были свидетелями. Раньше ты не мог отчётливо уразуметь, что все твои удачи – от Творца. Не умел ясно видеть единую руку во множестве необыденных явлений. А сейчас ты идёшь в страну, где жизнь протекает в основном по природным законам. И Вездесущий даёт тебе дополнительную мудрость – увидеть Его власть в, казалось бы, привычных вещах. Согласитесь, узреть Провидение в репортажах с Войны Персидского залива, когда бабуси, выпавшие из разрушеных «Скадами» домов, спокойно отряхивались и шли дальше – легче, чем в “повседневном” развитии бабочки или цветка?

Следующий пасук упоминает про 40 лет, которые мы шли за Моше по пустыне. И учат из такой сопряжённости, что “до сорока лет человек не может постигнуть мудрость своего учителя”. С чем, в частности, связан традиционный запрет на изучение Каббалы еврею, несведущему в Торе, а также неженатому, бездетному и младше сорока лет. (Иногда, при исключительных талантах и нравственных качествах, это правило не применялось) Сегодняшнее же массовое (и поверхностное) “знакомство с еврейской мистикой” - оно, согласитесь, едва ли про то, что каждый тут - Виленский гаон энд два Аризаля в придачу!? Но только о качестве изучаемого…

Первое приведённое нами объяснение (Раши) содержит и скрытый упрёк Израилю. Творец потому не давал вам “сердце разумеющее до сего дня”, что Он дарит силу разумения лишь тому, кто прилагает собственные усилия. А вы сказали у Синая: “будем исполнять и постигнем” – но где же личное нетерпение?!

Видите вторую сторону медали? Это был высочайший момент, ангелы водрузили на каждого еврея по 2 короны – одну за «исполним», другую за «постигнем». Сам Вседержитель воскликнул, согласно мидрашу, «в изумление»: «Кто раскрыл эту великую тайну моим детям?!». И всё-таки – у медали есть вторая стороны, именно здесь место укору!

Иная интерпретация слов “в этот день” – в день смерти Моше. Вы видели множество волшебств, сделанных Учителем, чувствовали себя учениками и под его защитой. Теперь, говорит вождь, я вас оставляю – и вы обнаружите, что чудеса постоянны, что все пути на свете – Его, и что только в Б-ге – корень всякого существования. Я боюсь, что доверие и почтение ко мне могли несколько затмить для вас упование на Б-га и трепет перед Ним. А теперь откройте глаза, уши, настройте на поиск сердце и смотрите в мир! Ведь, согласно Зоар, человек, не стремящийся к бескорыстному познанию, совершенно тождественнен животному…

Объясняют комментаторы и от противного: не дал вам Б-г забыть Тору, но вернул утраченное “в этот день”. И будет возвращать её вам после любых развалов и утрат. Кстати, очередному чудесному возрождению Торы мы были свидетелями: после выжженной пустыни Холокоста, после разрушения ведущих центров еврейской учёности: Польши, Литвы, Венгрии, Белоруссии, Украины …

Под конец выделим момент, на котором делают акцент Виленский гаон и Мальбим. Человек постигает мудрость тремя главными путями: интеллектуальными усилиями, “настраивая” своё сердце на мудрость; либо пробуждаясь от обыденной полу-спячки при виде вещей незаурядных; или воспринимая знания, пришедшие от отцов. Эти 3 способа зашифрованы как “познающее сердце”, “видящие глаза” и “слышащие уши”. Наивысшее из них, конечно – личная устремлённость к истине (“сердце”), пониже – умение делать глубокие выводы из происходящего (“видение”), а последнее – когда просто доверяешься сказанному. Но без него, без “базиса” знаний, перенятых от истинных мудрецов, пирамида не может быть построена. Человека обязательно занесёт в иллюзорный мир…

Эти же три пути приводят к вере. (Возможно, оно вам покажется непривычным и даже натянутым, но в определённом смысле вера и мудрость – одно и то же) Как сказал пророк Йешая, укоряя народ: “Утучнело сердце народа этого, и отяжелели уши его, и стали близорукими его глаза…”. Они соответствуют Торе Письменной (видимой), Устной Торе (Традиции) и тайнам Торы, для раскрытия которых человек должен совершенно очиститься от мелкого и приготовить сердце.

Урок очевиден: главный и первый “сосуд” воспринятия вечной мудрости Торы – “слух”, соприкосновение с тысячелетней Традицией. И поэтому основной символ еврейской веры, утверждение абсолютного единства и всевластия Б-га начинается: “Слушай, Израиль!” Но не останавливайся только на слушании...


По материалам сайта:https:vaikra.com

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения