Get Adobe Flash player

Тамуз

Иерусалимский храм.

После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служил Мишкан - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Б-гу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.

Читать полностью

Кто и когда сжег Тору и установил в Храме идола

Моше Безродный

Согласно Мишне, 17 тамуза в еврейской истории произошло пять трагических событий: Моше разбил первые скрижали; в конце эпохи Первого храма в окруженном вавилонянами Иерусалиме прекратились ежедневные жертвоприношения; во время Великого восстания римляне, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене; и, наконец, некто Апостомос «сжег Тору и установил идола в Храме» (Таанит, 4:6).

Что касается трех первых событий, то с ними все более-менее понятно. Однако кто такой Апостомос, совершивший четвертое и пятое преступления, и когда же совершились эти действия?

Темные, непонятные места нередко разъясняются в Гемаре. Однако в данном случае нас ждет разочарование: за несколько веков обстоятельства этого инцидента основательно забылись, поэтому все, что смогли добавить авторы и редакторы Вавилонского Талмуда: такова традиция, полученная от предшественников (Таанит, 28б).

Читать полностью

"Записки об аресте"

Через год после чудесного освобождения из советских застенков Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон записал историю своего ареста. Даже кратких выдержек из этой книги достаточно, чтобы оценить духовное величие Ребе.

«... Помимо обычных вех жизни, выпадающих на долю каждого, – пишет Ребе, – Всевышний посылает нам дни испытаний, когда сурово проверяются характер и натура человека, резко выявляются скрытые способности.

Это время насыщено душевными и телесными страданиями, но вместе с тем богато яркими ощущениями и по сути является светлым периодом жизни. Каждый час и каждая минута подобных страданий оставляют непреходящий след, укрепляют душевную непреклонность и даже слабого делают непобедимым».В час ареста, перед отправкой в печально знаменитую ленинградскую Шпалерную тюрьму, Ребе спокойно отдает последние распоряжения: «Немедленно известите всех учителей Торы, чтобы ни в коем случае не прекращали святое дело... постарайтесь достать еще денег и окажите необходимую помощь всем, кто занимается Торой. И знайте, что до того времени, как я вернусь с Б-жьей помощью домой, на вас лежит обязанность продолжать работу».

Читать полностью

Чистая вера есть в каждом

Мы помещаем здесь выдержки из выступления Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона. Опубликованное впервые в 5701 году (1941 г.), оно ничуть не потеряло актуальности и кажется написанным специально для нынешней русской эмиграции.

3392 год – пора вавилонского изгнания нашего народа. Более полувека назад был разрушен Святой Храм; евреи оторваны от святой родины, где могли видеть чудеса Храма и слышать речи пророков; они разбросаны и рассеяны по многим странам. В одних – к ним относятся плохо, в других уважают их достоинства и прилежную деятельность на благо государства. Их очень много и в странах, находящихся под властью царя Ахашвероша[3].

По натуре своей Ахашверош был человеком легкомысленным и к тому же большим гордецом. Он мнил себя наимудрейшим из людей и быстро приходил в ярость. В нем сочеталось доброе и злое, ум и глупость. Наши мудрецы характеризуют его в Талмуде: «Это был прозорливый царь... Это был тупой царь...»

Читать полностью

Дело надо делать

Ишайя Гиссер

Удивительная дата — третье число еврейского месяца тамуз. На нее пришлись несколько знаменательных событий еврейской истории. Так, во времена завоевания Эрец-Исраэль, именно в этот день, по слову Йеошуа бин Нуна остановились солнце и луна. В решающем сражении, когда стало понятно, что до заката бой не завершить, Йеошуа обратился ко Всевышнему. «И остановилось солнце среди неба и не спешило к заходу почти целый день!» (Йеошуа, 10:13) — столько, сколько было необходимо для завершения разгрома союза пяти эморейских вождей.

Можно спросить: если Творец так помог евреям, то почему бы Ему не поступить более радикально. Способы могли быть разными, были прецеденты: у египтян была тьма, а у евреев — свет в жилищах; войско Санхерива, осадившее Иерусалим, просто вымерло в одно прекрасное утро. Так почему это чудо было каким-то «неполным»: евреям все равно пришлось воевать, проливать свою и чужую кровь?

Читать полностью

3 тамуза

12 июня (3 тамуза) 1994 года душа Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона покинула тело. С тех пор этот день во всем еврейском мире отмечается как День Ребе.

Выдающаяся проницательность Ребе, гуманитарный и мировой опыт, сострадание к другим, лидерские навыки и мудрость сделали его легендой при жизни и завоевали восхищение, уважение и благоговение всех, кому приходилось его знать.

Ребе всегда излучал оптимизм, надежду, энергию и мужество во времена всеобщего смятения, безысходности и отчаяния.

Множество его книг, неиссякаемый поток мыслей, бесчисленное количество публикаций говорят о его уникальной способности разъяснять сложнейшие понятия, о его блестящем методе анализа.

Читать полностью

Тамуз: от печали до радости

Нохум-Зеэв Рапопорт

Мыслители-мистики связывают тяжелую духовную атмосферу, свойственную месяцу тамуз, с рассказом Торы о том, как Моше по требованию народа послал разведчиков, чтобы собрать сведения о стране Ханаан, которую евреи должны были завоевать. Вернувшись, лазутчики сообщили: страну населяют могучие народы, живущие в неприступных крепостях. Они утверждали также, что Израиль не сможет победить их. Рассказ лазутчиков поверг народ в уныние, и люди перестали верить обещаниям Творца привести их в Землю обетованную.

Читать полностью

Между Теснин

В течение восьмисот тридцати лет над Иерусалимом высилось величественное строение, служившее точкой соприкосновения Земли и Неба. Настолько важным было это строение во взаимоотношениях человека с Б-гом, что соблюдение двух третей всех заповедей Торы зависит от существования Храма. Его разрушение является величайшей трагедией в истории нашего народа, а его восстановление ознаменует приход Избавления - восстановление гармонии в мире, созданном Творцом, и гармонии между Ним и Его творением.

Три недели в году, в период "Между Теснин" - между постами 17 Тамуза (в 2018 году - 30 июня(это шабат поэтому переносится пост на 1 июля) и 9 Ава (в этом году 21 июля, это шабат поэтому переносится на 22 июля) - мы справляем траур по разрушенному Храму и по изгнанию - физическому и духовному - в котором мы до сих пор находимся.

Читать полностью

Фрагменты из бесед нынешнего Любавичского Ребе – Рабби Менахема Мендела Шнеерсона, посвященных его Великому предшественнику

Приближается месяц Тамуз, когда мы отмечаем наш праздник – День Освобождения предыдущего Любавичского Ребе. Как известно, он был арестован в той стране из-за самоотверженной, в буквальном смысле этого слова, деятельности, которой занимался на протяжении семи лет: распространял идиш-кайт, помогал изучению Торы и исполнению ее заповедей. 

В этом ему сопутствовал огромный успех, как и в дальнейшем, после освобождения, когда Ребе смог благополучно продолжить и расширить свою деятельность и заниматься ею еще много лет, до последних дней своей жизни.

Читать полностью

Юд-бейт тамуз – Праздник освобождения


12 числа месяца Тамуз 5687 года (1927 г. по нееврейскому летосчислению) произошло событие, которое во многом предопределило историю евреев не только Советского Союза, но и всех других стран. В этот день был освобожден из советских застенков духовный наставник поколения – Любавичский Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон, незадолго до этого приговоренный к смертной казни за распространение религии и еврейскую просветительскую деятельность. Это было не только чудесное избавление, с трудом поддающееся осмыслению, не только спасение Великого еврея от гибели. Происшедшее означало, что ГПУ и Евсекция не всевластны, что и эти устрашающие учреждения вынуждены отступить перед силой еврейского духа, перед вмешательством самого Всевышнего. Этот вдохновляющий факт оказал огромное влияние на дальнейшее развитие Любавичского Движения в Советском Союзе, а через него – и на всю духовную жизнь советского еврейства в последующие десятилетия. Прибытие Ребе в Европу, а позже – в Америку предопределило распространение Любавичского Движения во всем мире, благодаря чему оно стало одним из важнейших факторов еврейской жизни.

Читать полностью

Пост 17 Тамуза

Беспричинная любовь

В течение так называемых «Трех Недель», разделяющих 17 Тамуза и 9 Ава (дни поста), мы оплакиваем разрушение Бейт а-Микдаш (Йерусалимского Храма), которое дважды в истории пришлось на эти дни.

Почему мы вспоминаем о разрушении Храма? Не для того, чтобы предаться печали, и не для того, чтобы торжественно отметить этот день. Нам необходимо понять, почему был разрушен Храм, и руководствоваться этим пониманием в своей повседневной жизни.

Талмуд говорит нам, что Храм был разрушен из-за Синат Хинам — «беспричинной ненависти» евреев друг к другу. В связи с этим мы должны постоянно прилагать усилия к тому, чтобы избавиться от этого отрицательного фактора в нашей повседневной жизни. Беспричинную ненависть можно преодолеть с помощью Аават Хинам — «беспричинной любви».

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения