В последнюю субботу Адара читается четвертая и последняя из Паршиёт — Парашат а-ходеш, «Глава о месяце». Она получила такое название, потому что начинается со слов: «Этот месяц будет у вас главой месяцев» (Шмот, 11). Эта глава представляет собой отрывок из недельного раздела Бо, входящего в Книгу Шмот.
В эту субботу из Арон а-кодеш достают два свитка Торы. По первому из них семь человек читают недельный раздел Торы, а по второй мафтир читает Парашат а-ходеш. После этого читается отрывок из 45-ой главы книги пророка Йехезкеля, начинающийся словами: «В первый день первого месяца возьмешь ты…» — он тематически связан с Парашат Гаходеш.
Подробнее...
Четыре главы – ארבע פרשיות
Наш учитель Моше установил обычай, согласно которому необходимо читать Тору по свитку в субботу и в праздники. Принято, что по субботам семь человек читают недельную главу Торы и один – отрывок из Книг Пророков, Афтару. Тот, кто читает Тору седьмым, заканчивает чтение главы; тот, кто читает Афтару, повторяет несколько последних фраз недельной главы Торы (чаще всего три) и после этого начинает читать отрывок из Книг Пророков.
В году есть четыре субботы, в которые читаются две различные главы.
Подробнее...
«Шабат захор» – это второй по счёту шабат, когда читаются специфические для месяца Адар дополнительные отрывки из Торы. Сейчас, в ближайший шабат, нам предстоит в дополнении к недельному разделу читать краткий отрывок их книги Дварим. Чтение этого отрывка является обязанностью из Торы, поэтому очень желательно всем прийти в Синагогу и послушать чтение этого отрывка из Свитка , как полагается в миньяне. Это конец раздела «Ки-тецэ», три стиха, в которых сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта».
Подробнее...
Ребецн Ципора Хеллер
Мы знаем, что еврейский год начинается в тишрее с праздника Рош а-Шана. Этот известный отсчет, начинающийся с месяца тишрей, был придуман мудрецом Гиллелем в эпоху Талмуда, когда нашим месяцам были даны вавилонские названия – тишрей, хешван и так далее. Но сюрприз! Можно считать наш год с другого момента, и иной способ отсчета находится в самой Торе, называющей наши месяцы просто по цифрам – первый, второй и так далее. Первый месяц – нисан – время Песаха, когда мы выходили из Египта, однако по системе Гиллеля нисан будет седьмым месяцем. Складывается впечатление, будто евреи всегда хотели усложнить себе жизнь! Так кажется на первый взгляд, но при более глубоком подходе раскрывается совсем иной смысл.
Подробнее...
Как известно, месяцы еврейского календаря устанавливаются согласно фазам луны, а годы – согласно временам года, определяемым солнечным циклом. Это продиктовано необходимостью, чтобы праздник Песах всегда выпадал на весну, поскольку в Торе сказано: «Соблюдай месяц весенний и совершай песах (пасхальную жертву) Господу, Богу твоему; ибо в месяце весеннем вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Дварим, 16:1). Для того, чтобы календарные месяцы соответствовали солнечному циклу, время от времени необходим високосный год, содержащий дополнительный месяц. Таким образом, високосный год состоит из тринадцати месяцев. Дополнительным, тринадцатым месяцем всегда является адар, благодаря чему наступление месяца нисан отодвигается, чтобы он приходился на весну. В прежние времена решение о високосном годе выносил Верховный суд, опираясь на состояние сельского хозяйства и исчисление лет, но сегодня, когда у нас нет суда, уполномоченного на это, мы пользуемся установленным мудрецами постоянным девятнадцатилетним циклом, который состоит из двенадцати обычных и семи високосных лет 1.
Подробнее...
Рав Берл Лазар
Наши мудрецы говорят: «Когда приходит Адар, прибавляют в радости». Эти слова символизируют отношение еврейской традиции к тому, что принято называть судьбой.
Определяетcя ли наше будущее расположением звезд, положением луны и другими подобными астрологическими обстоятельствами? Существуют ли «хорошие», благоприятные дни, когда нас ждет удача? Следует ли доверять гороскопам?
Подробнее...
Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. Еврейское летоисчисление ведется от сотворения мира. В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь в 325 г. на Никейском соборе была установлена условная дата "Рождества Христова", с которой и началось времяисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Это значит, что к общепринятому теперь европейскому летоисчислению надо прибавить 3760 лет, или 3761 год, чтобы получить датировку еврейского года.
Подробнее...