Get Adobe Flash player

Книга Дварим

Окулист, кардиолог, отоларинголог... | Урок из главы Ки таво

“И не дал вам Г-сподь сердце, чтобы познавать, глаза видеть и уши слышать до сего дня”.

Представьте себе миллионы слепоглухих бессердечных роботов. И это - “любимцы Б-га”, народ-избранник!?


Кстати, не здесь ли нити нашей порой коллективной нелогичности? Участие в революционном движении, породившем в дальнейшем “дело врачей” и косвенно Холокост. Бескомпромиссная борьба за “разъевреивание” со стороны многих нынешних “интернационалистов”. Забота о военном противнике больше, чем о собственных жителях...

Читать полностью

Радость по-еврейски

В главе Торы "Ки-Таво" мы читаем о бикурим, жертвоприношении первых плодов, которое должны были совершить еврейские земледельцы в качестве благодарности Б-гу за землю и ее плоды. По сути, бикурим напоминает нам о том, что нужно быть благодарными за те вещи, которыми мы благословлены в нашей жизни.

Интересно то, что этот закон вступил в силу только через четырнадцать лет после того, как еврейский народ вошел в Землю Обетованную. Семь лет заняло завоевание земли и еще семь – разделение земли на наделы между двенадцатью коленами Израиля. Только после того, как этот процесс был завершен, закон о приношении первых плодов вступил в силу.

Читать полностью

Пробегая у гнезда кукушки | Урок из главы Ки теце

“Если встретится тебе на дороге птичье гнездо, на любом дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать возлежит на птенцах или яйцах, не бери мать на сыновьях. Отсылая отошли мать, а детей возьми себе, чтобы хорошо было тебе и продлились твои дни”.

Один из “хуким”, непостижимых законов Торы – “повелений Великого Царя”.

Конечно, некая затянутость фраз, как бы “косноязычность” не случайна - именно в ней зашифрованы основные детали закона. Так, “отсылая отошли” означает, что наседку, возвращающуюся к гнезду, надо отсылать “хоть сто раз”. Пока она рядом, брать птенцов нельзя, поскольку это сильно травмирует птицу. Тора разрешила использовать животных – но не издеваться!

Читать полностью

Благословение на постройку ограды для крыши

Сказано в нашей главе Торы (22:8): «Когда будешь строить новый дом, то сделай ограду для крыши твоей и не наводи крови на свой дом, чтобы не упал с него кто-нибудь».

Мы делаем ограду для предотвращения источника повышенной опасности, как сказано: «…и не наводи крови на дом твой, чтобы не упал с него кто-нибудь». РАМБАМ постановил (в «Законах о благословениях» 11:4), что мы не произносим благословения на заповеди, которые мы исполняем из-за возможной опасности. Но в той же самой главе (11:8) РАМБАМ пишет, что во время постройки ограды нужно произнести благословение: «Который повелел нам делать ограду». Как понимать это противоречие?

Читать полностью

Недельная глава Ки Теце — Истинная любовь

В главе Ки Теце изложена одна из самых сложных с гуманистической точки зрения заповедей – заповедь о своенравном сыне, сбившемся с пути, бен сорер у-морэ. Тора говорит о мальчике-подростке в возрасте бар-мицвы и не старше 13 лет и 3 месяцев, который начал бунтовать в крайне опасной манере. Он ворует у родителей и потребляет непомерно много вина и мяса. Тора говорит нам о крайне жестких мерах, применяемых к этому бунтовщику: родители приводят сына на суд Торы, и при соблюдении определенных условий его приговаривают к скиле, казнью камнями – самому суровому наказанию из выносимых бейт-дином.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Рээ"

"Смотри, - говорит Моше народу Израиля, - я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие". Благословение, которое последует в награду за исполнение заповедей Всевышнего, и проклятие - если они будут нарушаться. Эти благословения и проклятия должны быть провозглашены на горе Гризим и на горе Эйвал, когда евреи войдут в Святую Землю.

"В месте, которое изберет Г-сподь, чтобы водворить там имя Свое", должен быть возведен Храм. И только в нем, а не в любом другом месте люди должны будут приносить жертвы Б-гу.

Лжепророки, а также те, кто совращают других на идолопоклонство, должны быть караемы смертью. Город, целиком совращенный на поклонение идолам, должен быть уничтожен.

Читать полностью

«Ликутей Сихот» на недельную главу Шофтим

1. Написано в Торе (Дварим, 19:1-6): «И когда прогонит Г-сподь, Б-г твой, народы с земли, которую дает тебе... и поселишься в их городах и домах их... – то три города выделишь себе на земле своей... для того, чтобы смог убежать туда всякий убийца, убивший ненамеренно, и не настиг его мститель и не убил его. Ведь не полагается ему смертного приговора, поскольку не было у него вражды к нему ни вчера, ни позавчера...». Далее Писание продолжает (там же, 8-9): «И когда расширит Г-сподь, Б-г твой, твой пределы, как поклялся отцам твоим, и даст тебе всю землю, которую обещал им дать тебе... то прибавишь еще три года к трем этим».

Читать полностью

Ки Теце. Уведомление о разводе

Если возьмет человек жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что нашел он в ней какой-либо ущерб, то пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из дома своего. Дворим, 24:1

И вот ответ, что дало сообщество Израиля пророку, – обезоруживающий ответ, на который нечего возразить:

«Если развелся муж с женой, разве есть у них еще какие-либо претензии к друг другу?» Талмуд, Сангедрин, 105а

Давая санкцию на развод, Тора при этом подчеркивает, сколь пагубно и нежелательно разрушение брака. Согласно Торе поводом к разводу может быть только «ущерб» – то есть неправедность или иное моральное прегрешение. Школа Шамая придерживается мнения, что это – единственная причина для развода. Однако те, кто принадлежит к школе Гилела, допускают и иные причины для развода, оговаривая при том: «Когда муж разводится с первой женой, даже Алтарь [в Храме] проливает об этом слезы» (Гитин, 90а).

Читать полностью

Краткое содержание главы "Вэзот-Абраха"

Последняя глава Торы "Вэзот-Абраха" перечисляет благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной. Вторя благословениям, которые Яков дал своим сыновьям пять поколений тому назад, Моше наделяет каждое из колен своей индивидуальной ролью внутри общности народа Израиля.

Затем в этой главе говорится о том, что Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Обетованную. "И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моавитской, по слову Б-га... И никто не знает места погребения его до сего дня". Тора завершается словами: "И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной, и по каждому диву великому, что совершил Моше пред глазами всего Израиля.

по материалам сайта http://www.ru.chabad.org/

Скромность величия

Краткое изложение беседы Ребе

Большую часть главы Торы "Аазину" занимает песнь Моше. Ее называют также "Песней Аазину". По окончании ее сказано: "И пришел Моше, и произнес все слова песни этой народу, он и Ошеа, сын Нуна".

Раши поясняет, что в тот день оба они, и Моше, и Йеошуа говорили к народу и были облечены властью. Затем Раши задается вопросом: "Почему же здесь назван он (своим старым именем) Ошеа (а не Йеошуа)? Сделано это, чтобы сказать нам, что он не возгордился, и хотя был удостоен величия, остался скромен, как и был".

Читать полностью

Краткое содержание главы "Аазину"

Глава "Аазину" ("Внемлите") называется "песнью". Моше провозгласил ее перед сынами Израиля в последний день своей земной жизни.

Призывая в свидетели небеса и землю, Моше взывает к народу: "Помни дни древности, помни годы всех поколений, спроси отца твоего, и скажет он тебе, старцев твоих, и они скажут тебе..." Как Б-г "нашел их в земле пустынной", сделал их народом-избранником и наделил их благословенной землей.

Песнь Моше также предостерегает о ловушке, которую таит в себе изобилие: "И разжирел Йешурун, и стал брыкаться. Разжирел ты, растолстел, раздался. И оставил он Всесильного, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего", - и о страшных последствиях, которые наступят, так как в результате Всевышний "скроет Свой лик от них". Но в конечном итоге он обещает, что Б-г "за кровь рабов Своих отомстит, и мщение совершит над врагами их, и искупит землю Свою и народ Свой".

Глава завершается повелением Всевышнего Моше взойти на вершину горы Нево, с которой он взглянет на Землю Обетованную перед тем, как умереть на этой горе.

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Ханукальная кухня

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения