Get Adobe Flash player

Менахем-Ав

"Шабат Хазон"

Предшествующая 9-му Ава суббота называется «Шабат Хазон» («Суббота видения»). Это название произошло от первых слов отрывка из книги Пророков, который читают после Торы: «Видение Йешаяу, сына Амоца».

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева говорит, что в этот день каждому еврею показывают Свыше Третий Храм, но увидеть его можно только издали.

Любовь в самый момент разрушения

Йоэль Кан

Известно, что ангелы-«крувы», изваянные на крышке Святого ковчега, стоявшего в самом святом помещении Храма, Святая святых, служили «индикатором» отношения Всевышнего к Своему народу. Когда евреи прилежно исполняли волю Творца и Он благоволил к ним, «крувы» смотрели друг другу в лицо. Однако когда евреи нарушали волю Его – небрежно исполняли заповеди, недобросовестно изучали Тору и плохо относились друг к другу – и потому Всевышний сердился на них, «крувы» стояли на Ковчеге, понурив головы от стыда.

Но во время первой в истории еврейского народа Катастрофы, разрушения первого Храма, враги, ворвавшись в Святая святых, увидели несомненное свидетельство благоволения Всевышнего к Своему народу. Ангелы-«крувы» на священном Ковчеге с великой любовью смотрели друг другу в лицо!

Возможно ли, чтобы в тот самый миг, когда Всевышний излил всю силу Своего гнева на Израиль, Он одновременно выражал к народу Свою любовь?! И от этого вопроса мы переходим к следующему: если возможно столь невероятное объединение двух противоположностей, то, может быть, и суть Катастрофы – не гибель и уничтожение, а что-то другое? Тогда что же именно?

Читать полностью

Любовь по-еврейски

Александр Элькин

Умел Яаков и хитрить, умел и бороться. Умел и любить, и четырнадцать лет служил батраком за любимую женщину. Жизнь его была и осталась самой увлекательной поэмой,
какая только рассказана была на земле.


Владимир Жаботинский, «Четыре сына»


Говоря о летнем месяце ав, евреи обычно вспоминают девятый день этого месяца, когда были разрушены Первый и Второй храмы и произошло много других трагических событий. Однако ав – не только время траура. Сказано в Мишне, в конце трактата Таанит (26:2): «Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль: “Не было у евреев праздников, подобных 15 ава и Йом Кипуру, в которые дочери Иерусалима (в другом списке Мишны – дочери Израиля) выходили в одолженных белых платьях... и танцевали в виноградниках, и что говорили? Парень, подними глаза и посмотри, что ты выбираешь для себя. Не обращай внимания на красоту, обрати внимание на семью; „Обманчива пригожесть и преходяща красота, только женщина, боящаяся Б‑га, достойна хвалы“ и сказано: „Восхвалите ее за плоды ее рук, и пусть прославится она делами своими во всем городе“” (Мишлей, 31:30, 31)».

Читать полностью

МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗГНАНИЯМИ

Ицхак Стрешинский

Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.

После изгнания бывшая иудейская элита оказалась в Вавилоне, а в Иудее остались более бедные слои населения. И в Танахе, и в вавилонских источниках царем Иудеи называют одновременно и изгнанного в Вавилон Йеояхина, и оставшегося в Земле Израиля Цидкияу. Получается, что оба они в течение тех одиннадцати лет считались царями еврейского народа.

Читать полностью

Девятое ава и изгнание из Испании

Марина Карпова

Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года[1].

По еврейскому календарю последний день, когда евреи могли оставаться на испанской земле, пришелся на седьмое ава. Однако один из духовных лидеров изгнанников, бывший министр финансов королевства, выдающийся ученый и комментатор Писания дон Ицхак Абарбанель, в своем комментарии утверждал, что евреи были изгнаны из страны девятого числа того же месяца: «Когда испанский король издал указ об изгнании евреев из своего королевства, он назначил и день изгнания — ровно три месяца спустя после издания указа. Оказалось, что это девятое ава. Король, разумеется, не знал, что это за день!»[2] Впоследствии это утверждение было многократно повторено самыми разными авторами, и на сегодня оно считается общепризнанным мнением традиционного еврейского мира.

Читать полностью

20 Ава - йорцайт отца Любавичского ребе


Р. Леви-Ицхак (Левик) Шнеерсон родился 18 нисана 5638-го (1878) года в местечке Подобранка неподалеку от Гомеля. Родословная его восходит к третьему Любавичскому Ребе, Цемах-Цедеку. Р. Леви-Ицхак учился у своего деда, раввина в Подобранке, р. Иоэля Хайкина, получил смиху раввина от раби Ха-има из Бриска и раби Элиягу-Хаима из Лодзи. В 1909 году, в возрасте 31 года, раби Леви-Ицхак был приглашен на должность раввина общины Екатеринослава. После революции р. Леви-Ицхак волей обстоятельств оказался одним из лидеров борьбы с «передовым отрядом» красного атеистического террора — «Евсекцией». В 30-е годы в Минске состоялся съезд, в котором участвовали 32 раввина. Как и следовало ожидать, съезд выступил с заявлением об отсутствии дискриминации верующих и служителей культа в СССР. А вот аналогичный съезд на Украине провалился из-за отказа р. Леви-Ицхака подчиниться гонителям веры.

Читать полностью

15 Менахем-Ава — великий праздник

В Мишне сказано: «Никогда не было у Израиля более великих праздников, чем 15 Ава и Йом Кипур». В Талмуде приводится несколько объяснений, почему 15 Ава — праздник, по значению превосходящий все остальные. 

6 причин

1. «В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой». Ранее, в силу закона о наследовании, женщине, получившей по наследству имущество отца, было запрещено вступать в брак с мужчиной из другого колена. Этот запрет был отменен 15 Ава. 

2. «В этот день колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу». Из-за вражды между коленом Биньямина и другими коленами эти последние поклялись, что не будут отдавать своих дочерей в жены мужчинам из колена Биньямина. Эти раздоры между коленами также прекратились 15 Ава.

Читать полностью

15 Менахем-Ава — особый день

Даниэль Булочник


Источник: «Ликутей Сихот» том 10, стр. 27

15 число каждого месяца всегда особый день, потому что это день полнолуния. Но именно 15 ава выделяется из всех месяцев и стоит выше их. Выше 15 Швата, выше 15 Тишрей (праздник Суккот), выше 15 Нисана (праздник Песах), выше 15 Адара (Шушан Пурим). Как сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Таанит): «не было праздников у евреев, подобных 15 Ава и Йом Кипуру».

15 Ава — это первый праздничный день, наступающий после страшного и скорбного дня 9 Ава, дня, который знаменует начало 2000 летнего изгнания нашего народа с родной земли. Это день разрушения Иерусалимского Храма и очень многих других страшных событий происшедших с нами. Во всем годовом цикле не возможно найти более грустного дня. И сразу после максимального спуска наступает великий подъем, как сказано в хасидизме: «великое преимущество света над темнотой». Только в абсолютной тьме можно ощутить истинное достоинство света.

Читать полностью

Рождение Мошиаха 9 Ава

Текст свободного перевода на иврит выдержек из бесед, произнесенных Ребе в Субботу недельной главы «Дварим», Субботу «Хазон» (в течение «вытолкнутого» поста) 9 Ава, 10 Ава (перед вечерней молитвой) и в понедельник 11 Ава 5751 года (после вечерней молитвы).

1. Эти дни (особенно выходя из перенесенного поста 9 Ава) в особой степени предуготованы для прихода Мошиаха. Помимо того, что существует обязанность ожидать Мошиаха каждый день, и это одна из основ веры, в течение месяца Ав особенно подчеркнута идея прихода Мошиаха: «Поднялся лев в созвездии льва (Ав) и разрушил Ариэль (Храм), на условии, что придет Лев в созвездии льва и отстроит Ариэль». «Менахем» Ав — в этом месяце происходит утешение Освобождения, за счет переворачивания негативных идея, спускания, в величайшее поднятие.

Читать полностью

Девятое Ава

Из свода "Кицур Шулхан Арух"


1. Девятого ава в синагогах в знак траура принято снимать занавес с арон кодеша. Перед хазаном не ставят зажженных свечей, даже если этот день - годовщина смерти его близкого родственника (йорцайт). Днем в синагоге свет не включают вообще, а вечером - только такой, которого будет достаточно для чтения.

2. В "Маариве" читают "Шма" и "Шмонэ-эсрэ" так же, как в будни - только неторопливо и скорбно, как принято во время траура. После того, как хазан произносит "Кадиш шалем", все садятся на пол или на низкие скамейки (не выше 25 см) и читают книгу Эйха (Плач Иеремии) и кинот (траурные элегии) - тоже не торопясь, скорбно. Чтец читает книгу Эйха очень тихо, делая небольшие паузы между стихами и более длительные - между главами. Начало следующей главы он читает громче начала предыдущей и каждую главу заканчивает в полный голос. Все присутствующие в синагоге вслед за чтецом повторяют каждое слово про себя. Последний стих книги ("Верни нас, Г-сподь, к Себе...") громко произносят все молящиеся, и чтец повторяет за ними.

Читать полностью

Канун Девятого ава

Из свода "Кицур Шулхан Арух"


1. В канун Девятого ава не следует совершать прогулки. Начиная с полудня, изучают только то, что разрешено изучать Девятого ава (см. ниже, 120:9).

2. Накануне Девятого ава обедают раньше обычного. Затем молятся "Минху", в которой не читают "Таханун", потому что Девятое ава называется в Танахе (Эйха, 1:15) тем же словом, что и праздники, - моэд (см. выше, 97:16).

3. Последняя трапеза перед наступлением поста Девятого ава (как и последняя трапеза перед Йом-Кипуром) называется сеуда мафсекет ("разделяющая трапеза"): она разделяет время, когда есть разрешено, и время, когда это запрещено.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения