Get Adobe Flash player

Месяц Кислев

Мудрость против мудрости

Йеуда Фридзон

«Что такое Ханука? Учили наши учителя: 25 кислева начинаются дни Хануки, и восемь этих дней – запрещенные для надгробных речей и поста.

Когда греки ворвались в Храм, они осквернили все масло в чертоге, но когда царство дома Хасмонеев набрало силу и победило их, то искали, но не нашли чистого масла, кроме одного кувшинчика, запечатанного печатью первосвященника, и не было в нем масла более, чем чтобы лишь один раз зажечь менору. Однако произошло с ним чудо, и зажигали из него восемь дней.

На другой год установили и исполнили эти дни как праздничные, с восхвалением Всевышнего и вознесением Ему благодарности» (Шабат, 21б).

Читать полностью

ХАСМОНЕЙСКАЯ ДИНАСТИЯ И МУДРЕЦЫ

Ицхак Стрешинский

Хасмонеи руководили восстанием против Селевкидской Сирии, начавшимся в 167 году до н. э., а затем были правителями еврейского государства на протяжении более чем ста лет. В этой статье мы приведем краткий обзор истории этой династии и выясним, как относились еврейские мудрецы к ее представителям.

Происхождение родового имени «Хасмонеи» – на иврите «Хашмонаим» или «Бейт-Хашмонай» («дом Хасмонеев») – не установлено с полной определенностью. Иосиф Флавий производит его от имени прадеда Матитьяу, родоначальника династии, поднявшего знамя восстания. Отметим: в Первой книге Маккавеев упоминаются только имена отца и деда Матитьяу и то, что он был коеном из рода Йегоярива, а имя его прадеда не упоминается. Исследователи видят связь этого имени с городом Хашмон в Иудее.

Читать полностью

В ЧЕСТЬ ЧЕГО БЫЛ УСТАНОВЛЕН ПРАЗДНИК ХАНУКА?

Ицхак Стрешинский

25 кислева евреи во всем мире начинают празднование Хануки. Но мало кто знает, что традиционные еврейские источники вовсе не единодушны в описании причин возникновения праздника. Попробуем разобраться в этом.

В не вошедшей в еврейский канон Писания Первой книге Маккавеев — историческом сочинении, написанном, по-видимому, во II веке до н. э., сообщается, что после победы армии Йеуды Маккавея над греческими поработителями и их еврейскими союзниками-коллаборационистами в 164 году до н. э. повстанцы увидели, что Храм опустошен, а жертвенник осквернен. Йеуда собрал коенов, и те занялись очищением Храма, построили новый жертвенник вместо оскверненного, зажгли свечи меноры и возобновили служение. Освящение жертвенника совершали восемь дней, принося жертвы всесожжения и благодарственные жертвы (см. Маккавеев I, 4:36–58). Затем сообщается: «И установил Йеуда и его братья и все собрание Израиля, чтобы дни освящения жертвенника были празднуемы с весельем и радостью в свое время, каждый год восемь дней, с двадцать пятого дня месяца кислева» (Маккавеев I, 4:59).

Читать полностью

Чистое масло

Йеуда Векслер

Есть заповеди в Торе, смысл которых принципиально недоступен человеческому разуму. К ним, в частности, относятся законы, ритуальной чистоты и нечистоты. Однако Тору мы обязаны изучать, то есть понимать и осмысливать. Но если эти законы априори выше возможностей нашего постижения — как может вместить их наш ум? Это возможно — но при условии, что мы полностью подчиним наш разум и логику логике Торы. Другое дело, если свою логику человек сделает основой понимания Торы и исполнения заповедей. В учении хасидизма подобный подход называется «скверна эллинизма», — а Тора требует, чтобы человек, приходящий в соприкосновение со святыней, был чист. Что же такое эта чистота с точки зрения Торы и в свете учения хасидизма?

Хасидизм объясняет, что служение еврея Всевышнему, с одной стороны, требует полной самоотдачи, полного подчинения себя воле Всевышнего. С другой — все должно совершаться осмысленно. Правда, если взглянуть глубже, то становится ясно: корень обязанности понимать и стараться постичь смысл Торы и заповедей — то же самое беспрекословное исполнение воли Всевышнего. А именно: когда еврей старается проникнуть в суть заповеди, им должен двигать не личный интерес, но лишь сознание, что тем самым он осуществляет желание своего Творца.

Читать полностью

Судьба Меноры

Евгений Левин

Согласно Талмуду, праздник Ханука был установлен в память о «чуде с маслом», которое произошло в Храме сразу после того, как Хасмонеи выбили греков и их еврейских союзников из Иерусалима. Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семи­свечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо – масла хватило на восемь дней непрерывного горения, а за это время евреи успели изготовить новое чистое масло.

Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была его дальнейшая судьба?

В соответствии с Торой, первая менора была изготовлена вскоре после Исхода из Египта для переносного святилища – скинии. Светильник был выкован цельным из таланта (33–36 кг) золота и состоял из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей – по три справа и слева. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась тремя «бокальчиками» (гвиим) с изображениями завязи («кафтор») миндалевидного плода и цветка («перах»). На стволе «бокальчики» помещались сверху и ниже, под тремя разветвлениями. Горелки были съемными, но неясно, служили ими верхние «бокальчики» или особые лампадки («нерот»).

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения