Get Adobe Flash player

Месяц Ияр

ПОЧЕМУ (НЕ) ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

Мордехай Найшулер

Чтобы понять отношение современных представителей традиционного («харедимного») направления в иудаизме к празднованию Дня независимости Израиля, необходимо, с одной стороны, выделить в этом направлении основные группы и течения, а с другой – проследить, хотя бы поверхностно, формирование исторически обусловленных связей религиозного еврейства с возникновением и становлением политического сионизма.

Хотя ортодоксальные евреи занимают противоположные позиции по этому вопросу, их деление на группы условно, так как внутри того или иного направления почти всегда встречаются разнообразные мнения. Итак, есть приверженцы религиозного сионизма (о его отношении ко Дню независимости см.: И. Стрешинский. Почему празднуют День независимости? Лехаим. 2010. № 4); к ним примыкают «национальные ортодоксы» (так называемые дати-леуми) и, как правило, ортодоксальные выходцы из восточных общин, занимающие сходную позицию; далее следуют харедим (дословно «Б-гобоязненные») европейского происхождения, включающие литовское (митнагеды) и хасидское направления, среди которых следует выделить любавичских хасидов (Хабад) и сатмарских хасидов; и, наконец, особняком стоят сторонники религиозно-политической группы «Нетурей карта».

Читать полностью

ЛАГ БА-ОМЕР. СИЛА РАШБИ

Йеуда Векслер

Спросите у еврея: «Когда годовщина кончины Авраама»? Можно ручаться, что даже весьма благочестивый потомок Авраама будет поставлен этим вопросом в тупик. «А Ицхака, а Яакова?» — и опять ответа, скорее всего, не получите. Вот день смерти Моше-рабейну куда более известен, да и то только благодаря Раши, который в своем комментарии к Торе подчеркивает, что наш великий учитель скончался в день своего рождения — 7 адара[1]. (Конечно, нужно еще учить Пятикнижие с комментарием Раши!) Ну а уж если спрашивать о других великих евреях древности — как персонажей Танаха, так и мудрецов Мишны и Талмуда, — то вызовете раздражение: я, мол, вам не энциклопедия и не справочник! Ищите сами, если вам так интересно.

Читать полностью

РАББИ АКИВА И ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ

Ицхак Стрешинский

18 ияра, тридцать третий день счета омера (Лаг ба-омер), считается праздничной датой: согласно традиции в этот день закончилась эпидемия, от которой умерли 24 тыс. учеников рабби Акивы. Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Йевамот, 62б), они умирали в период с Песаха до Шавуота. Существует также мнение, что смерть учеников рабби Акивы имеет отношение к восстанию Бар-Кохбы — мощному антиримскому восстанию в Эрец-Исраэль в 132–135/136 годах. Так, из сообщения о смерти учеников рабби Акивы в послании рава Шриры Гаона (906? — 1006) можно понять, что они погибли от рук врагов. Можно предположить, что начиная с Лаг ба-омера ученики рабби Акивы перестали умирать (или погибать), потому что именно в этот период в войне наступил перелом и восставшие стали одерживать победы. Рассмотрим исторические и талмудические данные о восстании и о его связи с рабби Акивой. Одним из важных свидетельств об отношении рабби Акивы к предводителю восстания является сохранившееся в Иерусалимском Талмуде высказывание ученика рабби Акивы — рабби Шимона бар Йохая, годовщина смерти которого тоже отмечается в Лаг ба-омер.

Читать полностью

Еврейская община Киева отметила два Дня Победы

Евреи хлеба не сеют,
Евреи в лавках торгуют,
Евреи раньше лысеют,
Евреи больше воруют.

Евреи - люди лихие,
Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе,
Абрам торгует в рабкопе.

Я всё это слышал с детства,
Скоро совсем постарею,
Но всё никуда не деться
От крика: «Евреи, евреи!»

Не торговавши ни разу,
Не воровавши ни разу,
Ношу в себе, как заразу,
Проклятую эту расу.

Читать полностью

Религиозные идеалы рабби Шимона бар Йохая

Евгений Левин

По Талмуду, 18 ияра, или тридцать третий день отсчета омера (Лаг ба-омер), считается праздничной датой, поскольку в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни 24 тыс. учеников рабби Акивы. Однако эта дата также связана с именем другого выдающегося мудреца, рабби Шимона бар Йохая, который, как принято считать, скончался именно в Лаг ба-омер. Умирая, мудрец наказал ученикам отмечать годовщину своей смерти не трауром и слезами, а песнями и весельем. Поэтому ежегодно тысячи людей собираются в этот день на могиле рабби Шимона, на горе Мерон в Галилее, чтобы предаться там радости и пляскам.

О рабби Шимоне бар Йохае обычно вспоминают в контексте еврейской мистики – по традиции (которую, впрочем, яростно оспаривали не только светские ученые Шолем и Идель, но и многие почтенные раввины: Леон де Модена, Яков Эмден и др.), именно этот мудрец – автор основного произведения каббалистической литературы – мистического комментария к Торе, известного как Зоар («Книга Сияния»). Однако, на наш взгляд, не меньший интерес представляет религиозное мировоззрение рабби Шимона, о котором можно судить по его многочисленным высказываниям, приведенным в Талмуде и мидрашах.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения