Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Путеводитель к празднику Нисан 5777

В преддверии месяца избавления – хотим  предоставить Вашему вниманию краткое руководство по законам и обычаям праздника Песах 5777 года.
Время, указанное в руководстве, - для центра Киева!


Месяц Нисан 5777
Этот месяц имеет три названия: «начало месяцев» или «первый месяц», «весенний месяц» и Нисан.
Тора назвала его «первым месяцем», поскольку с него начинается отсчет месяцев в году, а также «весенним месяцем», поскольку в нем обновляются и расцветают растительный и животный миры. Этот месяц наделяет жизнью и богатством.
В течение всего месяца не читают молитву Таханун (Сидур стр. 61). В субботу не читают «Ав арахамим» (Отец, преисполненный милосердия, Сидур стр. 191)  и «Цидкатха цэдэк» (Милость твоя, Сидур стр. 209). Не постятся, кроме поста, связанного с плохим сном, поста жениха в день свадьбы и первенцев в канун Песах.

Читать полностью

Рош ходеш элул

Элул - последний месяц года, предшествующий Рош Ашана (дню, когда Вс-вышний судит все Свои творения), он является месяцем раскаяния.
Согласно традиции, Элул - это время самоанализа и подведения итогов, время, чтобы осмыслить совершенные поступки и оценить духовный рост, достигнутый на протяжении уходящего года.
Будучи "месяцем Б-жественного милосердия", Элул - это наиболее благоприятное время для тшувы (раскаяния или буквально "возвращения"), молитвы и благотворительности, а также для удвоения усилий в проявлении аават-исраэль (любви к собратьям). Поскольку в этот месяц подобными деяниями гораздо легче достичь существенных результатов в работе над собой и в приближении к Творцу.

Читать полностью

"Шабат Хазон"

Предшествующая 9-му Ава суббота называется «Шабат Хазон» («Суббота видения»). Это название произошло от первых слов отрывка из книги Пророков, который читают после Торы: «Видение Йешаяу, сына Амоца».

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева говорит, что в этот день каждому еврею показывают Свыше Третий Храм, но увидеть его можно только издали.

Шабат Захор

«Шабат захор» – это второй по счёту шабат, когда читаются специфические для месяца Адар дополнительные отрывки из Торы. Мы говорили о парашат «Шкалим», который читали в пред-предыдущий шабат, перед началом месяца Адар. Сейчас, в ближайший шабат, нам предстоит в дополнении к недельному разделу читать краткий отрывок их книги Дварим. Чтение этого отрывка является обязанностью из Торы, поэтому очень желательно всем прийти в Синагогу и послушать чтение этого отрывка  из Свитка , как полагается в миньяне. Это конец раздела «Ки-тецэ», три стиха, в которых  сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта».

Читать полностью

Пурим катан

В високосный год два месяца адара: адар алеф и адар бет. Пурим отмечается во втором адаре, т.к. согласно еврейской традиции, тот год, когда Гаман решил уничтожить еврейский народ, был високосным, и чудесное спасение наступило во втором по счету Адаре.

В первом адаре – 14 и 15 числа отмечается Пурим катан. В эти полупраздичные дни не читают Таханун и «Ламенацеах» (и также нет Тахануна в минху 13 адара) и желательно несколько увеличить трапезу.

Существует также другое понятие Пурим катан – т.н. Местный Пурим. Его отмечают некоторые общины в память об их чудесном спасении, в тот день года, когда это произошло. Известно порядка ста таких событий. Один из наиболее известных – в испанском городе Сарагоса, в 1420 году.

Читать полностью

Еврейский календарь

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая.Еврейское летоисчисление ведется от сотворения мира. В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь в 325 г. на Никейском соборе была установлена условная дата "Рождества Христова", с которой и началось времяисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Это значит, что к общепринятому теперь европейскому летоисчислению надо прибавить 3760 лет, или 3761 год, чтобы получить датировку еврейского года.

Читать полностью

"Наша взяла"

Йеуда Векслер

День пятого тевета 5747 года[1] в здании всемирного центра Хабада в Бруклине начался обыденно. Но около одиннадцати часов утра раздался громкий клич — он нарастал, приближался, его подхватывали все новые и новые голоса, и, наконец, он зазвучал со всех сторон: «Дидан ноцах!!!»[2] Всеобщее ликование взорвалось пением и пляской, подобной которой не видали уже давно. Так у любавичских хасидов появился новый праздник, и отмечается он с тех пор каждый год.

Чтобы понять, что же произошло в тот день, следует вернуться на полтора года назад, к праздничному дню двенадцатого тамуза 5745 года[3], когда во время своего выступления Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон сообщил о беспрецедентном происшествии. Для того чтобы эта весть раньше времени не распространилась широко, он заговорил о случившемся лишь глубокой ночью, когда закончилась прямая спутниковая трансляция праздничного фарбренгена[4].

Читать полностью

Холь а моэд

Промежуток времени между первым и последним днем праздников Песах и Сукот называется холь а-моэд, т.е. "праздничные будни". "Праздничные" - потому что холь а-моэд надлежит чтить так же, как праздничные дни: по-праздничному одеваться, устраивать трапезы, более обильные, чем в обычные дни, веселиться самому и поддерживать праздничное настроение в семье; "будни" - потому что в холь а-моэд разрешено выполнять многие, хотя и не все, будничные работы.

К работам, которые разрешено выполнять в холь а-моэд, относятся прежде всего те, что связаны с приготовлением пищи, а также любые работы по дому, которые необходимо выполнить в холь а-моэд. При этом должно быть соблюдено одно обязательное условие - эти работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной. Кроме того, в холь а-моэд разрешается выполнять работы, которые не терпят отлагательства и неисполнение которых грозит крупными убытками.

Читать полностью

Месяц элул – месяц милосердия и прощения

Согласно Талмуду, первый день Творения, когда «сказал Б-г: Да будет свет!» – был день 25 элула, а шестой день Творения, когда «сказал Б-г: Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему», – оказался именно первым днем месяца тишрей.

Поэтому в молитвах Рош-Гашана, то есть первого и второго тишрей, мы говорим: «Сегодня – день, когда обновляешь Ты Свое Создание, [это – ] память о первом дне [Творения]... И [все] создания в этот день пройдут пред Тобой».

Первое тишрей, день рождения человечества, Тора называет «днем трубных звуков», а Мишна – в трактате Рош-Гашана – отмечает эту дату как день Суда над всем человечеством.

Читать полностью

Месяц Элул

Элуль — шестой месяц года, если считать месяцы согласно еврейскому обычаю — от Нисана, как сказано в Торе: «Этот месяц для вас — начало месяцев, первый он для вас из месяцев года» (Шмот, 12,1).

Если же отсчитывать месяцы от Тишрей, Элуль — последний месяц года.

Название Элулю, как и всем другим месяцам, дали евреи, вернувшиеся в Эрец Исраэль из Вавилона, как сказали наши мудрецы: «Названия месяцев прибыли из Вавилона».

Созвездие месяца Элуль — Дева. Недаром сказано в Писании: «Вернись, дева Израиля, вернись в эти города свои!» (Йирмеягу, 31,20). Ведь Элуль — месяц раскаяния и возвращения к Всевышнему.

Новомесячье Элуля всегда продолжается два дня. Первый из них — это 30-й день Ава, который всегда является полным месяцем. Сам Элуль всегда является неполным месяцем и продолжается 29 дней.

Читать полностью

Месяц невесты

Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне.
(Песня песней 6:3)

Во взаимоотношениях любого рода бывают случаи, когда "мужской", дающий, партнер берет на себя инициативу, а иногда - "женский", получающий, партнер первым выражает свои чувства и таким образом стимулирует чувства партнера.

Природа отношений между партнерами во многом зависит от того, кто берет инициативу в свои руки. Поскольку, несмотря на то, что в конечном итоге они оба выражают свою взаимную любовь, тот, кто делает первый шаг, определяет характер ответной реакции. Инициируемое дающим партнером ответное чувство воспринимающего будет проявляться в “мужской” форме; инициируемая же получающим реакция дающего будет по природе "женской". Поскольку ответная реакция обуславливается и формируется ее источником.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения