Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

От Йом Кипура к Суккот

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.

Четыре дня между Йом Кипуром и Суккот — это дни радости. В эти дни не постятся, даже если на них приходится годовщина смерти отца или матери; в них не произносят Тахнун — часть молитвы, в которой мы признаем свои недостатки и просим Вс-вышнего выручить нас из беды. Если на эти дни выпадает суббота — в нее не произносят фрагменты Ав гарахаман («Отец милосердный») и Цидкатха цедек («Твоя справедливость — истинная»), включающие поминовение душ усопших.

Почему мы так радуемся в эти дни? Дело в том, что именно в эти дни было закончено строительство жертвенника в Храме, возведенном царем Шломо. Мы в это время тоже строим суку, запасаемся «четырьмя видами растений» — словом, исполняем многочисленные заповеди.

Не следует есть во второй половине дня, предшествующего празднику, чтобы сохранить аппетит для вечерней праздничной трапезы в суке.

Читать полностью

А я пил, курил, ел, веселился в Йом-Кипур и… НИЧЕГО не произошло!

Добрый день. Ну вот, прошел Йом Кипур. Все мои многочисленные знакомые евреи, которые соблюдают, так боялись этого дня, так переживали. Им было страшно за свои грехи. А я пил, курил, ел, веселился в клубе и… НИЧЕГО не произошло! И по новостям не передавали, что была массовая смерть евреев в синагогах (а грешников туда ходит только раз в году — жуть как много). Так что религия — это только для неудачников, которые в сказки верят. Как считаете? Oleksandr

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Oleksandr!

Спасибо за интересную постановку вопроса.

Читать полностью

В Йом-Кипур я остаюсь дома с ребёнком. Как молиться?

В Йом кипур я вынуждена остаться дома и не попадаю на молитвы общины. Я дома с ребенком возрастом 1,8 лет. Из каких элементов должны состоять мои молитвы, и сколько их должно быть — пять? А если по времени получится так, что надо будет кормить (грудью, в смысле, не отвлечешься) малыша, укладывать-развлекать, и я не состыкуюсь по времени с положенным часом молитвы — что делать?

Отвечает рав Яков Шуб

Поскольку Йом-Кипур является днем искупления и очищения для еврейского народа, мы обязаны в этот день раскаяться и произнести видуй («признание грехов», см. Махзор), которое является неотъемлемой частью раскаяния. Эта обязанность — первоочередная в Йом-Кипур (Хинух 364). Даже женщина, которая остается дома, обязана произнести молитву Видуй 10 раз, а именно: в дневной молитве (Минха) до Йом-Кипура, в вечерней молитве (Маарив) Йом-Кипура, два раза в утренней молитве (Шахарит — один за молитву про себя, другой — за повторение молитвы кантором), два раза в молитве Мусаф, два раза в дневной молитве и два раза в завершающей молитве Неила. Видуй можно произносить отдельно, т.е. даже если человек не читал Амиду. Видуй произносят стоя. Его произносят именно десять раз, потому что первосвященник в Йом-Кипур произносил особое Имя Вс-вышнего также только десять раз.

Читать полностью

О трапезе перед Йом Киппуром ( сеуда мафсекет)

Дважды в году мы сталкиваемся с понятием сеуда мафсекет- перед наступлением Йом Киппура и перед  девятым Ава. Поскольку Йом Киппур определяется как праздничный день ( йом тов), а пост в этот день это не пост из-за скорби и траура, а целью его является пробуждение человека к раскаянию. Поэтому, наши мудрецы постановили, что мы должны готовиться к началу поста с радостью и в хорошем настроении и в рамках этого хорошо поесть.

Читать полностью

Приготовление к Святому Дню. Трапеза перед Йом Кипур

Перед Йом-Кипуром. Пять запретов поста.

Мицва есть больше обычного в канун Йом Кипура. ХАЗАЛ говорят, что велико значение этой заповеди и тому, кто ест 9-го тишрея, и постится 10-го тишрея — это засчитывается как два дня поста.

Едят перед Йом Кипуром не тяжёлую пищу, после которой трудно поститься, а лёгкую, не острую еду.

Мицва совершить омовение в микве перед Йом Кипур. Лучше сделать это до минхи с тем, чтобы произнести видуй очищенным.

Совершают перед наступлением поста трапезу — сеуда мафсекет.

Читать полностью

Тшува и прощение в Йом Кипур

Траур грешника, отделенного от Пресвятого, да будет Он благословен, подобен трауру по умершим любимым матери или отцу.

Каждому в своей жизни непременно суждено пережить трагедию страстного томления по близкому человеку, который еще совсем недавно был здесь, а теперь ушел безвозвратно. Эта неизбывная тоска сопровождается жестокими угрызениями совести, острым чувством вины, которое неотступно преследует человека и может даже довести его до сумасшествия. Как сильно желание встретиться с любимым, который ушел далеко! Но как это все нереально, недостижимо, ибо души тех, по которым мы тоскуем, далеки от нас и скрыты под несущими покой крыльями Шехины.

Читать полностью

Как найти утраченное ощущение духовного подъема в месяце Элуль?

Уважаемые раввины, раньше мы жили в Израиле, там очень ощущалась обстановка месяца Элуль. Сейчас по работе мы проживаем в России. Не чувствуется ничего особенного.

Расскажите, пожалуйста, в чем особенность месяца Элуль и как найти утраченное ощущение духовного подъема. Заранее благодарен, Даниэль.

Читать полностью

Женский день — a не Восьмое марта

В разных еврейских общинах Хануку отмечают по‑разному. Конечно, ханукальные светильники того или иного вида зажигают все. А вот женщины разных общин во время праздника ведут себя по‑разному: у ашкеназов не принято, чтобы женщины занимались домашней работой, пока горят ханукальные огни, а у сефардов женщины освобождены от нее только в первый и последний день праздника. И вообще, Ханука у евреев считается «женским праздником» , а в восточных общинах она порой так и называется — «Ид аль‑банат».

Праздничным обычаем в эти дни издавна было употребление в пищу молочных продуктов, и этот обычай тоже связан с женщинами. Он был установлен в память о поступке Йеудит (Юдифи), героини одноименной книги . Однако она не вошла в еврейский канон, а сохранилась — в переводах на греческий и латынь — благодаря тому, что вошла в христианский (хотя, с точки зрения католиков, она относится именно к т. н. Ветхому Завету). Каким же образом у евреев возник обычай «в память о поступке Йеудит»?

Читать полностью

20 Мар-Хешвана: день рождения Ребе РАШАБа

Пятый Любавичский Ребе, рабби Шолом-Дов-Бер (РАШАБ), родился 20 Мар-Хешвана 5621 года (5.11.1860). Его отцом был рабби Шмуэль (МААРАШ), четвертый Любавичский Ребе, а матерью — ребецн Ривка. Ребе РАШАБ родился во второй день недели, когда читали главу Торы «Хаей Сара» в девять часов утра в Любавичах.

Про его рождение рассказывает ребецн Ривка:

— Десятого Кислева 5620 года я увидела во сне свою мать, ребецн Шейну и своего деда, Мителер Ребе (рабби Дов-Бера, второго Любавичского Ребе). Мать сказала мне с радостью на лице: «Ривка! Ты и муж твой написали свиток Торы!» А дед, Мителер Ребе, сказал: «И будет у вас хороший сын. Именем моим назовите его, не забудьте». Мама добавила: «Ривка! Ты слышишь, что говорит тебе мой отец?!» — и я проснулась от сна.

Читать полностью

Хешван

Закончились осенние праздники. Мы вышли из Рош а-Шана, Йом Кипура и Суккот счастливыми победителями — выиграв год жизни. 12 месяцев возможностей. Полный круг вариантов. Год жизни еврея.

Рав Ш. Пинкус в одной из лекций говорил: материал, с которым мы работаем в течение года, — это время. Интереснейший материал! Одни и те же вещи в разное время могут быть: очень ценны, совершенно не нужны, необходимы или невозможны. Классический пример — этрог. За день до Суккот стоит огромных денег, через день после — кто его купит? Еще пример — молитвы в Йом Кипур. Как много могут они дать! Но некоторые из них невозможно произнести как молитву ни в один другой день.

Читать полностью

11 Хешван — Йорцайт Рахель Имейну

Одним из самых важных дней в месяце Хешван является 11-й – день ухода нашей праматери Рахель.

Рахель была любимой женой Яакова и главой всего дома Израиля. Если считать с первого дня года (1- го Тишрей) – то 11-й Хешван является 41-м днем. А 41 = гематрия слова אם – «мать» — 11-ого Хешвана — День еврейской матери.

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез… и возвратятся сыновья твои в пределы свои». (Йермиягу, 31, 14)

Когда Рахель постоянно оплакивает изгнания своих детей, еврейского народа, Вс-вышний утешает ее словами: «Удержи свой голос от плача и свои глаза от рыдания, ибо есть награда за твои поступки… твои дети вернутся в их границы». Буквально, «вернутся к своей границе» — относится к возвращению еврейского народа на Землю Израиля. Но, на более глубоком уровне, это относится к возвращению нашего народа к своим духовным корням – вере предков — к своим границам.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Ханукальная кухня

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения