Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Женский день — a не Восьмое марта

В разных еврейских общинах Хануку отмечают по‑разному. Конечно, ханукальные светильники того или иного вида зажигают все. А вот женщины разных общин во время праздника ведут себя по‑разному: у ашкеназов не принято, чтобы женщины занимались домашней работой, пока горят ханукальные огни, а у сефардов женщины освобождены от нее только в первый и последний день праздника. И вообще, Ханука у евреев считается «женским праздником» , а в восточных общинах она порой так и называется — «Ид аль‑банат».

Праздничным обычаем в эти дни издавна было употребление в пищу молочных продуктов, и этот обычай тоже связан с женщинами. Он был установлен в память о поступке Йеудит (Юдифи), героини одноименной книги . Однако она не вошла в еврейский канон, а сохранилась — в переводах на греческий и латынь — благодаря тому, что вошла в христианский (хотя, с точки зрения католиков, она относится именно к т. н. Ветхому Завету). Каким же образом у евреев возник обычай «в память о поступке Йеудит»?

Читать полностью

20 Мар-Хешвана: день рождения Ребе РАШАБа

Пятый Любавичский Ребе, рабби Шолом-Дов-Бер (РАШАБ), родился 20 Мар-Хешвана 5621 года (5.11.1860). Его отцом был рабби Шмуэль (МААРАШ), четвертый Любавичский Ребе, а матерью — ребецн Ривка. Ребе РАШАБ родился во второй день недели, когда читали главу Торы «Хаей Сара» в девять часов утра в Любавичах.

Про его рождение рассказывает ребецн Ривка:

— Десятого Кислева 5620 года я увидела во сне свою мать, ребецн Шейну и своего деда, Мителер Ребе (рабби Дов-Бера, второго Любавичского Ребе). Мать сказала мне с радостью на лице: «Ривка! Ты и муж твой написали свиток Торы!» А дед, Мителер Ребе, сказал: «И будет у вас хороший сын. Именем моим назовите его, не забудьте». Мама добавила: «Ривка! Ты слышишь, что говорит тебе мой отец?!» — и я проснулась от сна.

Читать полностью

Хешван

Закончились осенние праздники. Мы вышли из Рош а-Шана, Йом Кипура и Суккот счастливыми победителями — выиграв год жизни. 12 месяцев возможностей. Полный круг вариантов. Год жизни еврея.

Рав Ш. Пинкус в одной из лекций говорил: материал, с которым мы работаем в течение года, — это время. Интереснейший материал! Одни и те же вещи в разное время могут быть: очень ценны, совершенно не нужны, необходимы или невозможны. Классический пример — этрог. За день до Суккот стоит огромных денег, через день после — кто его купит? Еще пример — молитвы в Йом Кипур. Как много могут они дать! Но некоторые из них невозможно произнести как молитву ни в один другой день.

Читать полностью

11 Хешван — Йорцайт Рахель Имейну

Одним из самых важных дней в месяце Хешван является 11-й – день ухода нашей праматери Рахель.

Рахель была любимой женой Яакова и главой всего дома Израиля. Если считать с первого дня года (1- го Тишрей) – то 11-й Хешван является 41-м днем. А 41 = гематрия слова אם – «мать» — 11-ого Хешвана — День еврейской матери.

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез… и возвратятся сыновья твои в пределы свои». (Йермиягу, 31, 14)

Когда Рахель постоянно оплакивает изгнания своих детей, еврейского народа, Вс-вышний утешает ее словами: «Удержи свой голос от плача и свои глаза от рыдания, ибо есть награда за твои поступки… твои дети вернутся в их границы». Буквально, «вернутся к своей границе» — относится к возвращению еврейского народа на Землю Израиля. Но, на более глубоком уровне, это относится к возвращению нашего народа к своим духовным корням – вере предков — к своим границам.

Читать полностью

Законы и обычаи месяца Ав

Месяц Ав — пятый месяц года, если отсчитывать месяцы от Нисана, как требует еврейская традиция. Именно так — «пятым месяцем» — называет его Тора, где, например, сказано: «И взошел Агарон… на гору Гор… и умер там в сороковой год по выходе сынов Израиля из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца» (Бемидбар, 33,38). Название «Ав» — вавилонского происхождения (так же как и названия остальных месяцев). Этот месяц называют также Менахем-Ав («Утешитель Ав»), ибо именно в нем мы ждем утешения за горести, которые он нам принес — прежде всего, за гибель Первого и Второго Храмов. Существует мнение, что это название месяца связано с тем обстоятельством, что Книга Эйха, повествующая о гибели Храма, состоит из стихов, первые буквы которых выстраиваются в алфавитном порядке, и, таким образом, Всевышний дарует утешение всему еврейскому алфавиту (алеф-бету) в месяце Ав (это слово состоит из букв алеф и бет).

Читать полностью

Иерусалимский храм.

После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служил Мишкан - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Б-гу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.

Читать полностью

Кто и когда сжег Тору и установил в Храме идола

Моше Безродный

Согласно Мишне, 17 тамуза в еврейской истории произошло пять трагических событий: Моше разбил первые скрижали; в конце эпохи Первого храма в окруженном вавилонянами Иерусалиме прекратились ежедневные жертвоприношения; во время Великого восстания римляне, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене; и, наконец, некто Апостомос «сжег Тору и установил идола в Храме» (Таанит, 4:6).

Что касается трех первых событий, то с ними все более-менее понятно. Однако кто такой Апостомос, совершивший четвертое и пятое преступления, и когда же совершились эти действия?

Темные, непонятные места нередко разъясняются в Гемаре. Однако в данном случае нас ждет разочарование: за несколько веков обстоятельства этого инцидента основательно забылись, поэтому все, что смогли добавить авторы и редакторы Вавилонского Талмуда: такова традиция, полученная от предшественников (Таанит, 28б).

Читать полностью

"Записки об аресте"

Через год после чудесного освобождения из советских застенков Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон записал историю своего ареста. Даже кратких выдержек из этой книги достаточно, чтобы оценить духовное величие Ребе.

«... Помимо обычных вех жизни, выпадающих на долю каждого, – пишет Ребе, – Всевышний посылает нам дни испытаний, когда сурово проверяются характер и натура человека, резко выявляются скрытые способности.

Это время насыщено душевными и телесными страданиями, но вместе с тем богато яркими ощущениями и по сути является светлым периодом жизни. Каждый час и каждая минута подобных страданий оставляют непреходящий след, укрепляют душевную непреклонность и даже слабого делают непобедимым».В час ареста, перед отправкой в печально знаменитую ленинградскую Шпалерную тюрьму, Ребе спокойно отдает последние распоряжения: «Немедленно известите всех учителей Торы, чтобы ни в коем случае не прекращали святое дело... постарайтесь достать еще денег и окажите необходимую помощь всем, кто занимается Торой. И знайте, что до того времени, как я вернусь с Б-жьей помощью домой, на вас лежит обязанность продолжать работу».

Читать полностью

Чистая вера есть в каждом

Мы помещаем здесь выдержки из выступления Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона. Опубликованное впервые в 5701 году (1941 г.), оно ничуть не потеряло актуальности и кажется написанным специально для нынешней русской эмиграции.

3392 год – пора вавилонского изгнания нашего народа. Более полувека назад был разрушен Святой Храм; евреи оторваны от святой родины, где могли видеть чудеса Храма и слышать речи пророков; они разбросаны и рассеяны по многим странам. В одних – к ним относятся плохо, в других уважают их достоинства и прилежную деятельность на благо государства. Их очень много и в странах, находящихся под властью царя Ахашвероша[3].

По натуре своей Ахашверош был человеком легкомысленным и к тому же большим гордецом. Он мнил себя наимудрейшим из людей и быстро приходил в ярость. В нем сочеталось доброе и злое, ум и глупость. Наши мудрецы характеризуют его в Талмуде: «Это был прозорливый царь... Это был тупой царь...»

Читать полностью

Дело надо делать

Ишайя Гиссер

Удивительная дата — третье число еврейского месяца тамуз. На нее пришлись несколько знаменательных событий еврейской истории. Так, во времена завоевания Эрец-Исраэль, именно в этот день, по слову Йеошуа бин Нуна остановились солнце и луна. В решающем сражении, когда стало понятно, что до заката бой не завершить, Йеошуа обратился ко Всевышнему. «И остановилось солнце среди неба и не спешило к заходу почти целый день!» (Йеошуа, 10:13) — столько, сколько было необходимо для завершения разгрома союза пяти эморейских вождей.

Можно спросить: если Творец так помог евреям, то почему бы Ему не поступить более радикально. Способы могли быть разными, были прецеденты: у египтян была тьма, а у евреев — свет в жилищах; войско Санхерива, осадившее Иерусалим, просто вымерло в одно прекрасное утро. Так почему это чудо было каким-то «неполным»: евреям все равно пришлось воевать, проливать свою и чужую кровь?

Читать полностью

Как Шавуот стал праздником дарования Торы

Евгений Левин

Праздник Шавуот – один из трех «праздников Паломничества», когда все еврейские мужчины должны были «предстать перед Б‑гом, Всесильным твоим, в месте, которое Он изберет» (Дварим, 16:16). Он получил свое название потому, что наступает после того, как отсчитано семь недель («шева шавуот») от праздника Песах. Всевышний, избирая нас для великой миссии, поклялся, что не заменит нас никаким другим народом, а мы поклялись, что никогда не откажемся от Торы и от служения Ему. Эти две клятвы (на иврите «швуот») – еще одно объяснение названию праздника Шавуот. Мудрецы называют этот праздник «Ацерет», то есть «Собрание» или «День завершения праздника». Подобно этому последний, восьмой, день праздника Суккот называется «Шмини ацерет», то есть «Собрание (на) восьмой (день)». В Шавуот завершается череда праздников, которые мы отмечаем в память о процессе «рождения» народа Израиля – от Исхода из Египта до Дарования Торы.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения