Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Сеудат мафсекет

Перед началом поста делается «сеудат мафсекет» — разделяющая трапеза. Едят круглую халу, окуная в мед, куриное мясо и легкие блюда. В эту трапезу не принято есть рыбу и запрещено пить алкогольные напитки. В ашкеназских общинах принято подавать креплах. После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой). Трапезу необходимо закончить до захода солнца с таким расчетом, чтобы успеть прийти в синагогу до начала Коль Нидрей.

Читать полностью

Службы Йом Кипура

В Йом Кипур установлены пять запретов: еды и питья, умывания (кроме омовения кончиков пальцев утром и после туалета) и умащения тела чем-либо, ношения кожаной обуви (матерчатую и резиновую обувь носить можно), половых отношений. Вообще, в Йом Кипур мы стараемся максимально отвлечься от потребностей тела, сосредоточившись на духовном, и потому все телесные удовольствия запрещены. Кроме того, Йом Кипур - день полного покоя, "Суббота Суббот", и в этот день обязательны все законы Субботы, т. е. запрещена всякая производительная деятельность человека.
Йом Кипур - практически единственный день в году, когда все синагоги во всем мире переполнены. Для многих людей, которые мало знают о Торе, Йом Кипур - главный день их связи с еврейством.

В Йом Кипур в знак чистоты и святости принято одеваться в белое.

Служба Йом Кипура начинается с известной молитвы Коль Нидрей. Она читается трижды до захода солнца, в ней мы просим снять с нас все обеты и обещания, которые мы дали Всевышнему в прошедшем году (а в некоторых редакциях, - заранее объявляем недействительными все обещания, которые мы дадим в будущем году).

Читать полностью

Йом Кипур в Храме

Служба Йом Кипура в синагоге - наиболее длинная, сложная и торжественная из всех служб. В Йом Кипур еврею особенно важно молиться в синагоге в общине, а не дома в одиночку. Пять служб Йом Кипура занимают весь день, с вечера до вечера. Человек полностью отключен от обычной жизни, он остается один на один с Богом.

Синагогальная литургия берет начало в Храмовой службе. Приведем отрывки из описания службы в Храме на Йом Кипур.

Каждая служба этого дня, все жертвоприношения, осуществлялись исключительно Первосвященником. Другие коhены (священники) лишь совершали для него подсобную работу.

Читать полностью

Шаббат Шува

Рав Реувен Пятигорский

Суббота между Рош-Ашана и Йом-Кипуром называется Шабат Шува — из-за афтары на эту неделю. (Афтара — соответствующий данной недельной главе отрывок из Невиим, «Пророков»; его читают сразу после утреннего чтения Торы в синагоге.) После главы Ваелех всегда читают отрывок из Ошеа, начинающийся словами: «Шува Исраэль, Вернись, Израиль, к своему Б-гу, ибо оступился ты по своей вине». Как видим, главная тема здесь — тшува, раскаяние в проступках. Именно эта тема является самой актуальной перед Йом-Кипуром, днем последнего принятия на Небесах решения о наших земных судьбах. В эту субботу в большинстве общин после молитвы минха люди собираются в синагоге, чтобы прослушать урок раввина на тему тшувы. Рамбам написал в Законах тшувы: «Исправление и молитва хороши в любое время, но в десять дней, что между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, они особенно желанны и принимаются (Небесами) сразу же».

Читать полностью

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ РАСКАЯНИЯ, ПОСТ ГЕДАЛЬИ И ШАБОС ШУВА

В Талмуде, в трактате Рош Ѓашана, говорится, что в Рош Ѓашана на небесах раскрывают три книги. В первую вписывают имена праведников, которым даруется жизнь в наступающем году, во вторую - имена нечестивцев, приговоренных к смерти, а в третью книгу вписываются имена "средних" - тех, кто имеет на своем счету и хорошие, и дурные дела, и вынесение приговора им откладывается с Рош Ѓашана до Йом Кипур. Так что от них самих зависит, удастся ли им совершить должное покаяние и тем самым заслужить добрый приговор. 

Сказано в книге пророка Йешаягу: "Ищите Г-спода тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему тогда, когда Он близок! Да оставит нечестивец свой путь, человек неправедный - мысли свои и вернется к Г-споду, и Тот помилует его; пусть вернется к нашему Б-гу, ибо Он велик в прощении". Мудрецы наши объясняют, что это сказано о Десяти днях раскаяния: Вс-вышний всегда близок к нам, ведь сказано: "Полна вся земля славой Его", но в эти дни - особенно.

На следующий день после Рош Ѓашана, третьего Тишрей, наступает пост Гедальи. Этот пост был установлен еврейскими мудрецами поле смерти Гедальи бен Ахима, последнего правителя Иудеи.

Читать полностью

Инструкция для легкого поста в Йом-Кипур

Шолем Лугов 

Я заметил из собственного опыта, что если вечером перед постом за несколько минут до его наступления, выпить стакан чая с 6 ложками сахара, то на следующий день не хочется ни есть, ни пить до полудня. А потом совсем немного осталось... Конечно, перед этим в канун поста нужно много поесть, желательно каждый час понемногу.
Если хотите, можете объяснить этот феномен с медицинской точки зрения.

Читать полностью

6 Тишрей 5725 (1964): уход из мира ребецн Ханы

Шолем Лугов 

В Бруклине ребецн Хана прожила семнадцать последних лет своей жизни. Она ушла из мира в святую Субботу 6 Тишрея 5725 (1964) года и была похоронена в Нью-Йорке. В память о ребецн во всем мире были основаны еврейские образовательные учреждения, получившие название «Бейт Хана» и «Махон Хана». Ребе учредил в память о своей матери фонд «Керен Хана» для оказания материальной помощи молодым женщинам, желающим продолжить занятия Торой.

Читать полностью

Краткий путеводитель по Йом-Кипуру

Йом-Кипур (10 Тишрей, в 2018 году выпадает на 19 сентября) – День Искупления – завершает сорокадневный период духовного очищения. Первыми были тридцать дней месяца Элул – время искреннего отчета, самоанализа и подведения итогов прошедшего года. А затем – десять дней трепета и раскаяния (по еврейски – тшува) от Судного Дня - Рош-Ашана - до Йом-Кипура, когда утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год.
Существует очень давний обычай, называемый капорет. Вечером, за сутки до наступления Йом-Кипура, или накануне его на рассвете мужчины и мальчики берут в руки петуха, а женщины и девочки – курицу и произносят молитву Бней Адам. Затем, вращая птицу над головой, произносят: “Да будет это моим искуплением…” Затем зарезанную птицу или ее стоимость отдают бедным. Идея обряда капорет предполагает осмысление того, что и нас за наши грехи могла бы, не дай Б-г, постичь судьба этой птицы. Если не удалось достать курицу, обряд капорет может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.

Читать полностью

Водочерпии и главы народа

Письмо Любавичского Ребе ко всем евреям в канун Йом Кипура 5732 (1971) года.

Всем сыновьям и дочерям Израиля, где бы они не находились - благословение и пожелание здоровья и мира!

В Рош-Ашана все мы, евреи, приняли на себя "иго царства Небесного", с тем чтобы это решение раскрылось впоследствии в каждом дне нового года. Об этом сказано в молитве: "Раскрой Славу Царства Твоего нам!"

С одной стороны сказано: "Вы стоите сегодня все вместе...", - все евреи в день Рош-Ашана вместе предстают перед Творцом, находясь в состоянии полного единства душ. С другой стороны, в продолжении фразы подчеркивается неоднородность внутри этого "вместе": различие в уровне личности между "главами вашими" и "водочерпиями вашими".

Читать полностью

Поминальная молитва Изкор

Изкор (или Азкарат-Нешамот), поминальная молитва за усопших, произносится в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным поминовением является совершаемое в Йом-Кипур, поскольку этот день - день искупления как для живых, так и для мертвых.

Главная часть молитвы Изкор - даваемое про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Давая цдоку, мы физически совершаем доброе дело в этом материальном мире - то, что сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.

Согласно обычаю, во время произнесения молитвы Изкор, те, у кого живы оба родителя, должны выйти из зала синагоги. Тот, у кого кто-то из родителей умер менее года тому назад, остается в синагоге, но не произносит Изкор за этого родителя.

 

Читать полностью

Праздник начала времени

Р-н Эли Коган

Как часто, бросая взгляд на циферблат, отрывая календарный лист или завешивая пол-стены новым календарем, мы задумываемся о тех принципах, согласно которым мы ведем отсчет времени? Не часто. А те, кто задумываются, считают это, как правило, простой условностью. Что такое начало года? Произвольно выбранный момент приземления хрустального яблока на одном конце планеты и многозначительного боя курантов на другом? Утренний глоток рассола и взгляд на осыпающуюся елку отрезвляюще напоминают, что все, новый год наступил – пора вывешивать новый календарь...

В Иудаизме начало года – это, строго говоря, целый период времени – череда праздничных дней, каждый из которых дает специфический духовный заряд, который мы должны впитать душою и пронести через весь год. И первый из этих дней – Рош-Ашана – отмечает момент начала года отнюдь не условно.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения