Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Чистое масло

Йеуда Векслер

Есть заповеди в Торе, смысл которых принципиально недоступен человеческому разуму. К ним, в частности, относятся законы, ритуальной чистоты и нечистоты. Однако Тору мы обязаны изучать, то есть понимать и осмысливать. Но если эти законы априори выше возможностей нашего постижения — как может вместить их наш ум? Это возможно — но при условии, что мы полностью подчиним наш разум и логику логике Торы. Другое дело, если свою логику человек сделает основой понимания Торы и исполнения заповедей. В учении хасидизма подобный подход называется «скверна эллинизма», — а Тора требует, чтобы человек, приходящий в соприкосновение со святыней, был чист. Что же такое эта чистота с точки зрения Торы и в свете учения хасидизма?

Хасидизм объясняет, что служение еврея Всевышнему, с одной стороны, требует полной самоотдачи, полного подчинения себя воле Всевышнего. С другой — все должно совершаться осмысленно. Правда, если взглянуть глубже, то становится ясно: корень обязанности понимать и стараться постичь смысл Торы и заповедей — то же самое беспрекословное исполнение воли Всевышнего. А именно: когда еврей старается проникнуть в суть заповеди, им должен двигать не личный интерес, но лишь сознание, что тем самым он осуществляет желание своего Творца.

Читать полностью

Суккот во времена Храма

Исторические летописи единодушно подтверждают особую торжественность, великолепие и удивительное веселые праздника Суккот во времена Храма.

Необычайно торжественно отмечался праздник Суккот до падения Иудеи, во времена Иерусалимского Храма. Говорят наши мудрецы: кто не видел «Радость черпания воды» (Симхат Бейт а-Шоэва) в Храме на Суккот — тот не видел в своей жизни настоящего веселья.

Во дворе Храма стояли золотые подсвечники, высотой в пятьдесят локтей (около 25 метров), с четырьмя золотыми чашами наверху, куда заливали кувшинами ароматическое масло. Не было дома в Иерусалиме, который не освещало бы их высокое пламя. В эти ночи, пишут современники, было настолько светло, что женщины могли сортировать пшеницу.

Читать полностью

Законы седьмого года — Шмита

Важное место в законах Торы занимают законы седьмого года — шмита. Тех, кто соблюдает их, как положено, певец Израиля называет духовными богатырями, выполняющими слово Вс-вышнего (Тэилим, гл.103). В заслугу выполнения законов шмиты изобилие и мир царят на земле, а несоблюдение их является одной из основных причин изгнания еврейского народа со Святой Земли (Пиркей Авот 5).

Законы шмиты делятся на три основные части: 1) «шмитат карка» — законы обработки земли, ухода за сельскохозяйственными и садовыми культурами; 2) плоды 7-го года — правила пользования растениями 7-го года; 3) «шмитат ксафим» — законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца 7-го года.

Читать полностью

Месяц праздников

Адин Штейнзальц


Первый месяц еврейского года — тишрей; в нем больше праздников, чем в любом другом месяце. И так же, как голова человека руководит жизнедеятельностью всего тела, так и праздник Рош а-Шана (Новый год; букв. — «Глава года», ивр.) определяет ход всего годичного цикла. Мы надеемся, что будущее принесет нам больше радости, чем прошедшее, и просим об этом Всевышнего. Просят все — и взрослые, и дети. Если много людей одновременно молят Царя о чем-то, Он наверняка услышит. Не все знают слова молитв, но каждый верит и надеется, что просьба его сердца будет исполнена.

Мысли лучше всего выражать словами, чувства — звуками, музыкой. В Рош а-Шана звучит особая музыка: трубный глас шофара — бараньего рога. Шофар мы услышим еще раз — он возвестит о завершении поста Йом Кипур.

Читать полностью

Месяц стен

Марина Карпова

Эту статью хотелось бы начать эпизодом из недавней истории. В 1938 году, когда Палестина была охвачена арабскими беспорядками, Национальный комитет (высший орган само­управления еврейской Палестины) принял решение ввести дополнительный налог на содержание отрядов самообороны. Национальный комитет состоял из представителей сионистских партий, часть же иерусалимских ультраортодоксов, крайне враждебных сионизму, категорически отказалась платить этот налог, заявив, что они и так участвуют в обеспечении безопасности еврейского народа, поскольку посвятили свою жизнь изучению Торы.

Обосновывая свою позицию, иерусалимцы сослались на известную агаду из Иерусалимского Талмуда (Хагига, 76с): «Однажды рав Ами и рав Аси пришли в город. Они спросили его обитателей: „Кто стражи города?“ Жители указали им на солдат и стражей, на что мудрецы ответили: „Не эти нетурей карта („стражи города“), это — разрушители города. Настоящие нетурей карта — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен“».

Читать полностью

ПОЧЕМУ (НЕ) ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

Мордехай Найшулер

Чтобы понять отношение современных представителей традиционного («харедимного») направления в иудаизме к празднованию Дня независимости Израиля, необходимо, с одной стороны, выделить в этом направлении основные группы и течения, а с другой – проследить, хотя бы поверхностно, формирование исторически обусловленных связей религиозного еврейства с возникновением и становлением политического сионизма.

Хотя ортодоксальные евреи занимают противоположные позиции по этому вопросу, их деление на группы условно, так как внутри того или иного направления почти всегда встречаются разнообразные мнения. Итак, есть приверженцы религиозного сионизма (о его отношении ко Дню независимости см.: И. Стрешинский. Почему празднуют День независимости? Лехаим. 2010. № 4); к ним примыкают «национальные ортодоксы» (так называемые дати-леуми) и, как правило, ортодоксальные выходцы из восточных общин, занимающие сходную позицию; далее следуют харедим (дословно «Б-гобоязненные») европейского происхождения, включающие литовское (митнагеды) и хасидское направления, среди которых следует выделить любавичских хасидов (Хабад) и сатмарских хасидов; и, наконец, особняком стоят сторонники религиозно-политической группы «Нетурей карта».

Читать полностью

ЛАГ БА-ОМЕР. СИЛА РАШБИ

Йеуда Векслер

Спросите у еврея: «Когда годовщина кончины Авраама»? Можно ручаться, что даже весьма благочестивый потомок Авраама будет поставлен этим вопросом в тупик. «А Ицхака, а Яакова?» — и опять ответа, скорее всего, не получите. Вот день смерти Моше-рабейну куда более известен, да и то только благодаря Раши, который в своем комментарии к Торе подчеркивает, что наш великий учитель скончался в день своего рождения — 7 адара[1]. (Конечно, нужно еще учить Пятикнижие с комментарием Раши!) Ну а уж если спрашивать о других великих евреях древности — как персонажей Танаха, так и мудрецов Мишны и Талмуда, — то вызовете раздражение: я, мол, вам не энциклопедия и не справочник! Ищите сами, если вам так интересно.

Читать полностью

РАББИ АКИВА И ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ

Ицхак Стрешинский

18 ияра, тридцать третий день счета омера (Лаг ба-омер), считается праздничной датой: согласно традиции в этот день закончилась эпидемия, от которой умерли 24 тыс. учеников рабби Акивы. Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Йевамот, 62б), они умирали в период с Песаха до Шавуота. Существует также мнение, что смерть учеников рабби Акивы имеет отношение к восстанию Бар-Кохбы — мощному антиримскому восстанию в Эрец-Исраэль в 132–135/136 годах. Так, из сообщения о смерти учеников рабби Акивы в послании рава Шриры Гаона (906? — 1006) можно понять, что они погибли от рук врагов. Можно предположить, что начиная с Лаг ба-омера ученики рабби Акивы перестали умирать (или погибать), потому что именно в этот период в войне наступил перелом и восставшие стали одерживать победы. Рассмотрим исторические и талмудические данные о восстании и о его связи с рабби Акивой. Одним из важных свидетельств об отношении рабби Акивы к предводителю восстания является сохранившееся в Иерусалимском Талмуде высказывание ученика рабби Акивы — рабби Шимона бар Йохая, годовщина смерти которого тоже отмечается в Лаг ба-омер.

Читать полностью

Еврейский день рождение

Йеуда Векслер

11 нисана — день рождения человека, которого, без преувеличения, можно назвать самым влиятельным еврейским деятелем второй половины ХХ века: Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. То, что в США этот день объявлен конгрессом государственным «Днем воспитания», — беспрецедентный случай в еврейской истории.

К дню рождения у евреев издавна было особое отношение. Даже о самых выдающихся евреях прошлых веков не всегда известно, в какой день они родились. Известный израильский исследователь[1] изучил этот вопрос и выяснил, что евреи начали систематически записывать даты рождения лишь с XVI века, но далеко не во всех семьях и, чаще всего, в Западной Европе. А у евреев Российской империи обычай скрывать свой возраст объяснялся очень просто: так стремились избежать призыва в царскую армию.

Читать полностью

МОШЕ: ЗАГАДКИ БИОГРАФИИ

Ицхак Стрешинский

Седьмой день месяца адар – это день рождения и смерти Моше, пророка, который по слову Всевышнего вывел евреев из Египта. Его жизнь и деятельность подробно описаны в четырех книгах Торы (Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим). В этой статье мы не будем пересказывать общеизвестные факты жизни Моше: о том, как он вывел сынов Израиля из Египта и странствовал с ними по пустыне, о том, как получил Тору. Мы рассмотрим лишь два интересных вопроса, касающихся биографии пророка, основываясь на классических и современных комментариях.

Читать полностью

ОТ ПУРИМА К ПЕСАХУ

Арье Барац

С Нисана по Адар

Как известно, в еврейском календаре летоисчисление ведется с месяца тишрей, а отсчет месяцев — с нисана.

1 тишрея Всевышний судит мир. Он подводит итог поступкам, совершенным людьми в течение минувшего года, и на основании этой оценки определяет их судьбу на год вперед: «скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть».

Неудивительно поэтому, что ощущение года задается у нас в первую очередь именно временем, прошедшим с начала тишрея по конец элула. «Месячный» год, длящийся с нисана по адар, воспринимается гораздо более формально.

Но тем уместнее обратить внимание на то, что этот цикл также имеет хронологический смысл, что он своеобразно «отформатирован» двумя праздниками, лежащими в его конце и истоке, — Пуримом и Песахом.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения