Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

«ЧЕЛОВЕК – ДЕРЕВО ПОЛЕВОЕ»

Адин Штейнзальц

Приведенное Торой сравнение «Разве полевое дерево – это человек…» (Дварим, 20:19) дало основание нашим мудрецам признать, что проведение аналогии между деревом и человеком правомерно. Многочисленные примеры параллельного упоминания и сравнения человека с деревом в Писании подтверждают это. Например: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках воды» (Теилим, 1:3). Поэтому предполагается возможным получить дополнительное представление о человеке и путях служения Всевышнему, обратив внимание на деревья и их развитие. Пятнадцатое число еврейского месяца шват, Ту би-шват, на который выпадает Новый год деревьев, – день, когда подобное рассуждение особенно уместно. Ведь вековая традиция празднования этой даты подчеркивает нашу связь со Святой землей, с произрастающими на ней растениями. С этого дня зима в Стране Израиля идет на убыль и начинается весеннее пробуждение всего, что растет на ней.

Читать полностью

Мудрость против мудрости

Йеуда Фридзон

«Что такое Ханука? Учили наши учителя: 25 кислева начинаются дни Хануки, и восемь этих дней – запрещенные для надгробных речей и поста.

Когда греки ворвались в Храм, они осквернили все масло в чертоге, но когда царство дома Хасмонеев набрало силу и победило их, то искали, но не нашли чистого масла, кроме одного кувшинчика, запечатанного печатью первосвященника, и не было в нем масла более, чем чтобы лишь один раз зажечь менору. Однако произошло с ним чудо, и зажигали из него восемь дней.

На другой год установили и исполнили эти дни как праздничные, с восхвалением Всевышнего и вознесением Ему благодарности» (Шабат, 21б).

Читать полностью

ХАСМОНЕЙСКАЯ ДИНАСТИЯ И МУДРЕЦЫ

Ицхак Стрешинский

Хасмонеи руководили восстанием против Селевкидской Сирии, начавшимся в 167 году до н. э., а затем были правителями еврейского государства на протяжении более чем ста лет. В этой статье мы приведем краткий обзор истории этой династии и выясним, как относились еврейские мудрецы к ее представителям.

Происхождение родового имени «Хасмонеи» – на иврите «Хашмонаим» или «Бейт-Хашмонай» («дом Хасмонеев») – не установлено с полной определенностью. Иосиф Флавий производит его от имени прадеда Матитьяу, родоначальника династии, поднявшего знамя восстания. Отметим: в Первой книге Маккавеев упоминаются только имена отца и деда Матитьяу и то, что он был коеном из рода Йегоярива, а имя его прадеда не упоминается. Исследователи видят связь этого имени с городом Хашмон в Иудее.

Читать полностью

В ЧЕСТЬ ЧЕГО БЫЛ УСТАНОВЛЕН ПРАЗДНИК ХАНУКА?

Ицхак Стрешинский

25 кислева евреи во всем мире начинают празднование Хануки. Но мало кто знает, что традиционные еврейские источники вовсе не единодушны в описании причин возникновения праздника. Попробуем разобраться в этом.

В не вошедшей в еврейский канон Писания Первой книге Маккавеев — историческом сочинении, написанном, по-видимому, во II веке до н. э., сообщается, что после победы армии Йеуды Маккавея над греческими поработителями и их еврейскими союзниками-коллаборационистами в 164 году до н. э. повстанцы увидели, что Храм опустошен, а жертвенник осквернен. Йеуда собрал коенов, и те занялись очищением Храма, построили новый жертвенник вместо оскверненного, зажгли свечи меноры и возобновили служение. Освящение жертвенника совершали восемь дней, принося жертвы всесожжения и благодарственные жертвы (см. Маккавеев I, 4:36–58). Затем сообщается: «И установил Йеуда и его братья и все собрание Израиля, чтобы дни освящения жертвенника были празднуемы с весельем и радостью в свое время, каждый год восемь дней, с двадцать пятого дня месяца кислева» (Маккавеев I, 4:59).

Читать полностью

Чистое масло

Йеуда Векслер

Есть заповеди в Торе, смысл которых принципиально недоступен человеческому разуму. К ним, в частности, относятся законы, ритуальной чистоты и нечистоты. Однако Тору мы обязаны изучать, то есть понимать и осмысливать. Но если эти законы априори выше возможностей нашего постижения — как может вместить их наш ум? Это возможно — но при условии, что мы полностью подчиним наш разум и логику логике Торы. Другое дело, если свою логику человек сделает основой понимания Торы и исполнения заповедей. В учении хасидизма подобный подход называется «скверна эллинизма», — а Тора требует, чтобы человек, приходящий в соприкосновение со святыней, был чист. Что же такое эта чистота с точки зрения Торы и в свете учения хасидизма?

Хасидизм объясняет, что служение еврея Всевышнему, с одной стороны, требует полной самоотдачи, полного подчинения себя воле Всевышнего. С другой — все должно совершаться осмысленно. Правда, если взглянуть глубже, то становится ясно: корень обязанности понимать и стараться постичь смысл Торы и заповедей — то же самое беспрекословное исполнение воли Всевышнего. А именно: когда еврей старается проникнуть в суть заповеди, им должен двигать не личный интерес, но лишь сознание, что тем самым он осуществляет желание своего Творца.

Читать полностью

Суккот во времена Храма

Исторические летописи единодушно подтверждают особую торжественность, великолепие и удивительное веселые праздника Суккот во времена Храма.

Необычайно торжественно отмечался праздник Суккот до падения Иудеи, во времена Иерусалимского Храма. Говорят наши мудрецы: кто не видел «Радость черпания воды» (Симхат Бейт а-Шоэва) в Храме на Суккот — тот не видел в своей жизни настоящего веселья.

Во дворе Храма стояли золотые подсвечники, высотой в пятьдесят локтей (около 25 метров), с четырьмя золотыми чашами наверху, куда заливали кувшинами ароматическое масло. Не было дома в Иерусалиме, который не освещало бы их высокое пламя. В эти ночи, пишут современники, было настолько светло, что женщины могли сортировать пшеницу.

Читать полностью

Законы седьмого года — Шмита

Важное место в законах Торы занимают законы седьмого года — шмита. Тех, кто соблюдает их, как положено, певец Израиля называет духовными богатырями, выполняющими слово Вс-вышнего (Тэилим, гл.103). В заслугу выполнения законов шмиты изобилие и мир царят на земле, а несоблюдение их является одной из основных причин изгнания еврейского народа со Святой Земли (Пиркей Авот 5).

Законы шмиты делятся на три основные части: 1) «шмитат карка» — законы обработки земли, ухода за сельскохозяйственными и садовыми культурами; 2) плоды 7-го года — правила пользования растениями 7-го года; 3) «шмитат ксафим» — законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца 7-го года.

Читать полностью

Месяц праздников

Адин Штейнзальц


Первый месяц еврейского года — тишрей; в нем больше праздников, чем в любом другом месяце. И так же, как голова человека руководит жизнедеятельностью всего тела, так и праздник Рош а-Шана (Новый год; букв. — «Глава года», ивр.) определяет ход всего годичного цикла. Мы надеемся, что будущее принесет нам больше радости, чем прошедшее, и просим об этом Всевышнего. Просят все — и взрослые, и дети. Если много людей одновременно молят Царя о чем-то, Он наверняка услышит. Не все знают слова молитв, но каждый верит и надеется, что просьба его сердца будет исполнена.

Мысли лучше всего выражать словами, чувства — звуками, музыкой. В Рош а-Шана звучит особая музыка: трубный глас шофара — бараньего рога. Шофар мы услышим еще раз — он возвестит о завершении поста Йом Кипур.

Читать полностью

Месяц стен

Марина Карпова

Эту статью хотелось бы начать эпизодом из недавней истории. В 1938 году, когда Палестина была охвачена арабскими беспорядками, Национальный комитет (высший орган само­управления еврейской Палестины) принял решение ввести дополнительный налог на содержание отрядов самообороны. Национальный комитет состоял из представителей сионистских партий, часть же иерусалимских ультраортодоксов, крайне враждебных сионизму, категорически отказалась платить этот налог, заявив, что они и так участвуют в обеспечении безопасности еврейского народа, поскольку посвятили свою жизнь изучению Торы.

Обосновывая свою позицию, иерусалимцы сослались на известную агаду из Иерусалимского Талмуда (Хагига, 76с): «Однажды рав Ами и рав Аси пришли в город. Они спросили его обитателей: „Кто стражи города?“ Жители указали им на солдат и стражей, на что мудрецы ответили: „Не эти нетурей карта („стражи города“), это — разрушители города. Настоящие нетурей карта — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен“».

Читать полностью

ПОЧЕМУ (НЕ) ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

Мордехай Найшулер

Чтобы понять отношение современных представителей традиционного («харедимного») направления в иудаизме к празднованию Дня независимости Израиля, необходимо, с одной стороны, выделить в этом направлении основные группы и течения, а с другой – проследить, хотя бы поверхностно, формирование исторически обусловленных связей религиозного еврейства с возникновением и становлением политического сионизма.

Хотя ортодоксальные евреи занимают противоположные позиции по этому вопросу, их деление на группы условно, так как внутри того или иного направления почти всегда встречаются разнообразные мнения. Итак, есть приверженцы религиозного сионизма (о его отношении ко Дню независимости см.: И. Стрешинский. Почему празднуют День независимости? Лехаим. 2010. № 4); к ним примыкают «национальные ортодоксы» (так называемые дати-леуми) и, как правило, ортодоксальные выходцы из восточных общин, занимающие сходную позицию; далее следуют харедим (дословно «Б-гобоязненные») европейского происхождения, включающие литовское (митнагеды) и хасидское направления, среди которых следует выделить любавичских хасидов (Хабад) и сатмарских хасидов; и, наконец, особняком стоят сторонники религиозно-политической группы «Нетурей карта».

Читать полностью

ЛАГ БА-ОМЕР. СИЛА РАШБИ

Йеуда Векслер

Спросите у еврея: «Когда годовщина кончины Авраама»? Можно ручаться, что даже весьма благочестивый потомок Авраама будет поставлен этим вопросом в тупик. «А Ицхака, а Яакова?» — и опять ответа, скорее всего, не получите. Вот день смерти Моше-рабейну куда более известен, да и то только благодаря Раши, который в своем комментарии к Торе подчеркивает, что наш великий учитель скончался в день своего рождения — 7 адара[1]. (Конечно, нужно еще учить Пятикнижие с комментарием Раши!) Ну а уж если спрашивать о других великих евреях древности — как персонажей Танаха, так и мудрецов Мишны и Талмуда, — то вызовете раздражение: я, мол, вам не энциклопедия и не справочник! Ищите сами, если вам так интересно.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения