Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

РАББИ АКИВА И ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ

Ицхак Стрешинский

18 ияра, тридцать третий день счета омера (Лаг ба-омер), считается праздничной датой: согласно традиции в этот день закончилась эпидемия, от которой умерли 24 тыс. учеников рабби Акивы. Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Йевамот, 62б), они умирали в период с Песаха до Шавуота. Существует также мнение, что смерть учеников рабби Акивы имеет отношение к восстанию Бар-Кохбы — мощному антиримскому восстанию в Эрец-Исраэль в 132–135/136 годах. Так, из сообщения о смерти учеников рабби Акивы в послании рава Шриры Гаона (906? — 1006) можно понять, что они погибли от рук врагов. Можно предположить, что начиная с Лаг ба-омера ученики рабби Акивы перестали умирать (или погибать), потому что именно в этот период в войне наступил перелом и восставшие стали одерживать победы. Рассмотрим исторические и талмудические данные о восстании и о его связи с рабби Акивой. Одним из важных свидетельств об отношении рабби Акивы к предводителю восстания является сохранившееся в Иерусалимском Талмуде высказывание ученика рабби Акивы — рабби Шимона бар Йохая, годовщина смерти которого тоже отмечается в Лаг ба-омер.

Читать полностью

Еврейский день рождение

Йеуда Векслер

11 нисана — день рождения человека, которого, без преувеличения, можно назвать самым влиятельным еврейским деятелем второй половины ХХ века: Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. То, что в США этот день объявлен конгрессом государственным «Днем воспитания», — беспрецедентный случай в еврейской истории.

К дню рождения у евреев издавна было особое отношение. Даже о самых выдающихся евреях прошлых веков не всегда известно, в какой день они родились. Известный израильский исследователь[1] изучил этот вопрос и выяснил, что евреи начали систематически записывать даты рождения лишь с XVI века, но далеко не во всех семьях и, чаще всего, в Западной Европе. А у евреев Российской империи обычай скрывать свой возраст объяснялся очень просто: так стремились избежать призыва в царскую армию.

Читать полностью

МОШЕ: ЗАГАДКИ БИОГРАФИИ

Ицхак Стрешинский

Седьмой день месяца адар – это день рождения и смерти Моше, пророка, который по слову Всевышнего вывел евреев из Египта. Его жизнь и деятельность подробно описаны в четырех книгах Торы (Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим). В этой статье мы не будем пересказывать общеизвестные факты жизни Моше: о том, как он вывел сынов Израиля из Египта и странствовал с ними по пустыне, о том, как получил Тору. Мы рассмотрим лишь два интересных вопроса, касающихся биографии пророка, основываясь на классических и современных комментариях.

Читать полностью

ОТ ПУРИМА К ПЕСАХУ

Арье Барац

С Нисана по Адар

Как известно, в еврейском календаре летоисчисление ведется с месяца тишрей, а отсчет месяцев — с нисана.

1 тишрея Всевышний судит мир. Он подводит итог поступкам, совершенным людьми в течение минувшего года, и на основании этой оценки определяет их судьбу на год вперед: «скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть».

Неудивительно поэтому, что ощущение года задается у нас в первую очередь именно временем, прошедшим с начала тишрея по конец элула. «Месячный» год, длящийся с нисана по адар, воспринимается гораздо более формально.

Но тем уместнее обратить внимание на то, что этот цикл также имеет хронологический смысл, что он своеобразно «отформатирован» двумя праздниками, лежащими в его конце и истоке, — Пуримом и Песахом.

Читать полностью

Местный Пурим

Алекс Коганович

История Пурима — праздника в память об избавлении евреев Персии от грозившей им смертельной опасности — сегодня хорошо известна всем, кто интересуется еврейской историей и традицией. Менее известно, что вплоть до середины прошлого века в различных общинах было принято отмечать так называемый Пурим катан, или малый Пурим. Название этого праздника говорит само за себя — как и «большой» Пурим, малые Пуримы были установлены еврейскими общинами в память об избавлении от того или иного бедствия, угрожавшего местным евреям, или в память о победе над врагами.

В дни местных Пуримов обычно устраивали праздничную трапезу, ходили друг к другу в гости, во многих общинах в синагогах читали специальные тексты, посвященные событию, в честь которого был установлен праздник. Нередко их писали на пергаменте и читали на традиционный распев книги Эстер.

Читать полностью

Ту Би-шват – не только лесопосадки

Марина Карпова

Пятнадцатый день еврейского месяца шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош а-Шана ле-иланот, Новый год деревьев (Рош а-Шана, 1:1). В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.

Читать полностью

Нитл. Еврейская традиция.


24-го декабря (6 января для православных стран) по христианскому календарю (нитл), начиная с захода солнца и до полуночи не учат Тору. Смысл этого обычая, по объяснению Любавического ребе, рабби Шалома Дов-Бера, заключается в том, чтобы "не придавать сил скверне".

Что же означает еврейское название Рождества нитль или ниттлнахт? Nacht на идиш, как и по-немецки значит «ночь», а вот по поводу происхождения слова «нитль» нет единого мнения. Наш знакомый раввин из Манси  производит его от талмудического арамейского нитуль – лишать, потерять. Мол, «день потому и называется нитль, что мы лишаемся учебы в Святой Торе».

Среди хасидов существует обычай делать в ночь нитл подсчет налогов за прошедший год. Уж если надо отдавать на малхут - гойской власти (долс. царство), то лучше сделать это не в ущерб главному – изучению Торы.

Читать полностью

24 Тевета 5573: уход из мира Алтер Ребе

Гадяч

В 5572 (1811) году, в связи с наступлением Наполеона, Алтер Ребе был вынужден оставить город Ляды. С 29 Ава по 8 Тевета 5753 года Алтер Ребе и его семья, а вместе с ними — десятки хасидов, скитались, пока не прибыли в деревню Пена. Деревня была велика и насчитывала около трехсот дворов. Многие из больших домов стояли пустыми, поскольку мужчины ушли на войну. Жители этого места были добросердечны и бесплатно дали пропитания и дров всем прибывшим.

Пишет Мителер Ребе (второй Любавический ребе, сын Алтер Ребе): «По причине углубляющейся с каждым часом великой горечи… переохладился он в великой степени из-за старости его и слабости. И всего за пять дней, что ослаб и рвало его желчью, не устоял он в душе его и освободился ночью на исходе Субботы недельной главы Шмот» (27.12.1812).

Читать полностью

28 тевета - день рождение Ханы Шнеерсон

Эта женщина была женой одного из самых выдающихся раввинов нашего времени.

Ее сын возглавил движение Хабад – мощнейшее движение, изменившее ситуацию в современном иудаизме. И сама она была женщиной незаурядной.

Ципи Кольтинюк

Читать полностью

Судьба Меноры

Евгений Левин

Согласно Талмуду, праздник Ханука был установлен в память о «чуде с маслом», которое произошло в Храме сразу после того, как Хасмонеи выбили греков и их еврейских союзников из Иерусалима. Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семи­свечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо – масла хватило на восемь дней непрерывного горения, а за это время евреи успели изготовить новое чистое масло.

Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была его дальнейшая судьба?

В соответствии с Торой, первая менора была изготовлена вскоре после Исхода из Египта для переносного святилища – скинии. Светильник был выкован цельным из таланта (33–36 кг) золота и состоял из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей – по три справа и слева. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась тремя «бокальчиками» (гвиим) с изображениями завязи («кафтор») миндалевидного плода и цветка («перах»). На стволе «бокальчики» помещались сверху и ниже, под тремя разветвлениями. Горелки были съемными, но неясно, служили ими верхние «бокальчики» или особые лампадки («нерот»).

Читать полностью

9 Кислева - день рождения и йорцайт Мителер Ребе

Шмул Соминский

Место захоронения Мителер Ребе в г. Нежин

Рабби Дов-Бер («Мителер Ребе» — Средний Ребе), второй руководитель любавичского движения, родился 9 кислева 5534 (26 ноября 1773). Его отец — рабби Шнеур-Залман из Ляд, мать — раббанит Стерна.

Рождение

В течение четырнадцати лет прошедших со свадьбы Алтер Ребе, состоявшейся в 5520 году, у него рождались лишь дочери. Приехав к своему учителю Магиду из Мезерич, Алтер Ребе попросил благословения на рождение сына. Магид сказал ему, что рождения мальчика удостаиваются принятием гостей.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения