Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Любовь в самый момент разрушения

Йоэль Кан

Известно, что ангелы-«крувы», изваянные на крышке Святого ковчега, стоявшего в самом святом помещении Храма, Святая святых, служили «индикатором» отношения Всевышнего к Своему народу. Когда евреи прилежно исполняли волю Творца и Он благоволил к ним, «крувы» смотрели друг другу в лицо. Однако когда евреи нарушали волю Его – небрежно исполняли заповеди, недобросовестно изучали Тору и плохо относились друг к другу – и потому Всевышний сердился на них, «крувы» стояли на Ковчеге, понурив головы от стыда.

Но во время первой в истории еврейского народа Катастрофы, разрушения первого Храма, враги, ворвавшись в Святая святых, увидели несомненное свидетельство благоволения Всевышнего к Своему народу. Ангелы-«крувы» на священном Ковчеге с великой любовью смотрели друг другу в лицо!

Возможно ли, чтобы в тот самый миг, когда Всевышний излил всю силу Своего гнева на Израиль, Он одновременно выражал к народу Свою любовь?! И от этого вопроса мы переходим к следующему: если возможно столь невероятное объединение двух противоположностей, то, может быть, и суть Катастрофы – не гибель и уничтожение, а что-то другое? Тогда что же именно?

Читать полностью

Любовь по-еврейски

Александр Элькин

Умел Яаков и хитрить, умел и бороться. Умел и любить, и четырнадцать лет служил батраком за любимую женщину. Жизнь его была и осталась самой увлекательной поэмой,
какая только рассказана была на земле.


Владимир Жаботинский, «Четыре сына»


Говоря о летнем месяце ав, евреи обычно вспоминают девятый день этого месяца, когда были разрушены Первый и Второй храмы и произошло много других трагических событий. Однако ав – не только время траура. Сказано в Мишне, в конце трактата Таанит (26:2): «Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль: “Не было у евреев праздников, подобных 15 ава и Йом Кипуру, в которые дочери Иерусалима (в другом списке Мишны – дочери Израиля) выходили в одолженных белых платьях... и танцевали в виноградниках, и что говорили? Парень, подними глаза и посмотри, что ты выбираешь для себя. Не обращай внимания на красоту, обрати внимание на семью; „Обманчива пригожесть и преходяща красота, только женщина, боящаяся Б‑га, достойна хвалы“ и сказано: „Восхвалите ее за плоды ее рук, и пусть прославится она делами своими во всем городе“” (Мишлей, 31:30, 31)».

Читать полностью

Мама "Любавичей" 10 швата

Йеуда Векслер

Десятое швата хорошо известно: в этот день скончался шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак (Раяц) Шнеерсон, и хасидское движение Хабад возглавил рабби Менахем-Мендл Шнеерсон. Он стал седьмым Любавичским Ребе[1].

Однако 10 швата имеет еще один аспект, особо отмеченный Ребе Раяцем в заглавии знаменитого маамара «Бати ле-гани». Он написал его и отдал в печать заранее, указав, что учить его нужно 10 швата (то есть в день его смерти). Перед началом маамара написано: «Годовщина смерти моей почитаемой бабушки, праведной ребецн госпожи Ривки, душа которой в Ган Эдене – да защитят нас ее заслуги».

Читать полностью

МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗГНАНИЯМИ

Ицхак Стрешинский

Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.

После изгнания бывшая иудейская элита оказалась в Вавилоне, а в Иудее остались более бедные слои населения. И в Танахе, и в вавилонских источниках царем Иудеи называют одновременно и изгнанного в Вавилон Йеояхина, и оставшегося в Земле Израиля Цидкияу. Получается, что оба они в течение тех одиннадцати лет считались царями еврейского народа.

Читать полностью

Девятое ава и изгнание из Испании

Марина Карпова

Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года[1].

По еврейскому календарю последний день, когда евреи могли оставаться на испанской земле, пришелся на седьмое ава. Однако один из духовных лидеров изгнанников, бывший министр финансов королевства, выдающийся ученый и комментатор Писания дон Ицхак Абарбанель, в своем комментарии утверждал, что евреи были изгнаны из страны девятого числа того же месяца: «Когда испанский король издал указ об изгнании евреев из своего королевства, он назначил и день изгнания — ровно три месяца спустя после издания указа. Оказалось, что это девятое ава. Король, разумеется, не знал, что это за день!»[2] Впоследствии это утверждение было многократно повторено самыми разными авторами, и на сегодня оно считается общепризнанным мнением традиционного еврейского мира.

Читать полностью

Кто и когда сжег Тору и установил в Храме идола

Моше Безродный

Согласно Мишне, 17 тамуза в еврейской истории произошло пять трагических событий: Моше разбил первые скрижали; в конце эпохи Первого храма в окруженном вавилонянами Иерусалиме прекратились ежедневные жертвоприношения; во время Великого восстания римляне, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене; и, наконец, некто Апостомос «сжег Тору и установил идола в Храме» (Таанит, 4:6).

Что касается трех первых событий, то с ними все более-менее понятно. Однако кто такой Апостомос, совершивший четвертое и пятое преступления, и когда же совершились эти действия?

Темные, непонятные места нередко разъясняются в Гемаре. Однако в данном случае нас ждет разочарование: за несколько веков обстоятельства этого инцидента основательно забылись, поэтому все, что смогли добавить авторы и редакторы Вавилонского Талмуда: такова традиция, полученная от предшественников (Таанит, 28б).

Читать полностью

Еврейская община Киева отметила два Дня Победы

Евреи хлеба не сеют,
Евреи в лавках торгуют,
Евреи раньше лысеют,
Евреи больше воруют.

Евреи - люди лихие,
Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе,
Абрам торгует в рабкопе.

Я всё это слышал с детства,
Скоро совсем постарею,
Но всё никуда не деться
От крика: «Евреи, евреи!»

Не торговавши ни разу,
Не воровавши ни разу,
Ношу в себе, как заразу,
Проклятую эту расу.

Читать полностью

Религиозные идеалы рабби Шимона бар Йохая

Евгений Левин

По Талмуду, 18 ияра, или тридцать третий день отсчета омера (Лаг ба-омер), считается праздничной датой, поскольку в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни 24 тыс. учеников рабби Акивы. Однако эта дата также связана с именем другого выдающегося мудреца, рабби Шимона бар Йохая, который, как принято считать, скончался именно в Лаг ба-омер. Умирая, мудрец наказал ученикам отмечать годовщину своей смерти не трауром и слезами, а песнями и весельем. Поэтому ежегодно тысячи людей собираются в этот день на могиле рабби Шимона, на горе Мерон в Галилее, чтобы предаться там радости и пляскам.

О рабби Шимоне бар Йохае обычно вспоминают в контексте еврейской мистики – по традиции (которую, впрочем, яростно оспаривали не только светские ученые Шолем и Идель, но и многие почтенные раввины: Леон де Модена, Яков Эмден и др.), именно этот мудрец – автор основного произведения каббалистической литературы – мистического комментария к Торе, известного как Зоар («Книга Сияния»). Однако, на наш взгляд, не меньший интерес представляет религиозное мировоззрение рабби Шимона, о котором можно судить по его многочисленным высказываниям, приведенным в Талмуде и мидрашах.

Читать полностью

Выше самой Торы

Йоэль Кан

В Торе рассказано (Бемидбар, 9:6, и далее), что, когда на второй год после исхода из Египта Всевышний повелел повторить праздник Песах, который уже перед тем один раз отметили в Египте, сыны Израиля, осквернившие себя прикосновением к мертвецу, предъявили претензии. Они разволновались, не понимая, чем провинились. За что их не допускают к совершению жертвоприношения песах?! И Всевышний «пошел им навстречу»: Он установил на века, что тот, кто по уважительной причине не смог праздновать Песах в надлежащее время, должен сделать это на месяц позже, 14 ияра. Таким образом, этот день превратился в Песах шени, Второй Песах.

Про Песах шени сказал Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон: смысл его в том, что «нет ничего непоправимого». Все возможно исправить – даже то, что, с точки зрения Торы, потеряно.

Каким образом? Используя силу, которой обладает еврей: добиваясь проявления всемогущества Всевышнего.

Читать полностью

Мистика Ияра

Нохум-Зеев Рапопорт

Месяц ияр связывает во времени два величайших события в истории еврейского народа: исход из Египта в предшествующем ияру месяце нисан и Синайское Откровение в следующем за ним месяце сиван. В год исхода из Египта, согласно преданию, ияр был отмечен знаменательными событиями во время странствий евреев по пустыне. Хотя в рамках физического мира эти события имели значение для Израиля лишь в сорокалетний период его подготовки к заселению Эрец Исроэл, их духовный и мистический аспекты оказали влияние на все последующие поколения народа. Вот эти события.

1. В месяце ияр начал выпадать ман («манна небесная»), которым евреи питались все годы блужданий в пустыне (см. Шмойс, 16:4-36).

2. В ияре они удостоились так называемого «колодца Мирьям» (см. Таанис, 9а), который снабжал их водой в течение того же срока (см. Шмойс, 17:1-7).

3. В этом месяце была война между Амалеком и Израилем (см. Шмойс, 17:8-16).

Читать полностью

Месяц Ияр Рав Элияу Ки-Тов

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ияр — это вавилонское название месяца, который в Торе назван просто «вторым», так как непосредственно следует за Нисаном — первым из месяцев года. В Танахе он назван «Месяц Зив» (Млахим I, 6,1), то есть «месяцем сияния», ибо именно в нем солнце начинает светить в полную силу, однако еще не обжигает, как в летние месяцы, или «месяцем почек» (или бутонов), как в классическом, освященном еврейской традицией арамейском переводе Танаха. В этом месяце евреи, вышедшие из Египта, обрели свое истинное величие (сияние), так как избавились от своих пороков и недостатков и стали достойны принять Тору.

Месяцу Ияру соответствует созвездие Тельца (на иврите — Быка), животного, питающегося травой. В Эрец Исраэль Ияр — последний месяц года, когда бык может досыта наесться травы в поле.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения