Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Местный Пурим

Алекс Коганович

История Пурима — праздника в память об избавлении евреев Персии от грозившей им смертельной опасности — сегодня хорошо известна всем, кто интересуется еврейской историей и традицией. Менее известно, что вплоть до середины прошлого века в различных общинах было принято отмечать так называемый Пурим катан, или малый Пурим. Название этого праздника говорит само за себя — как и «большой» Пурим, малые Пуримы были установлены еврейскими общинами в память об избавлении от того или иного бедствия, угрожавшего местным евреям, или в память о победе над врагами.

В дни местных Пуримов обычно устраивали праздничную трапезу, ходили друг к другу в гости, во многих общинах в синагогах читали специальные тексты, посвященные событию, в честь которого был установлен праздник. Нередко их писали на пергаменте и читали на традиционный распев книги Эстер.

Читать полностью

Ту Би-шват – не только лесопосадки

Марина Карпова

Пятнадцатый день еврейского месяца шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош а-Шана ле-иланот, Новый год деревьев (Рош а-Шана, 1:1). В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.

Читать полностью

Нитл. Еврейская традиция.


24-го декабря (6 января для православных стран) по христианскому календарю (нитл), начиная с захода солнца и до полуночи не учат Тору. Смысл этого обычая, по объяснению Любавического ребе, рабби Шалома Дов-Бера, заключается в том, чтобы "не придавать сил скверне".

Что же означает еврейское название Рождества нитль или ниттлнахт? Nacht на идиш, как и по-немецки значит «ночь», а вот по поводу происхождения слова «нитль» нет единого мнения. Наш знакомый раввин из Манси  производит его от талмудического арамейского нитуль – лишать, потерять. Мол, «день потому и называется нитль, что мы лишаемся учебы в Святой Торе».

Среди хасидов существует обычай делать в ночь нитл подсчет налогов за прошедший год. Уж если надо отдавать на малхут - гойской власти (долс. царство), то лучше сделать это не в ущерб главному – изучению Торы.

Читать полностью

24 Тевета 5573: уход из мира Алтер Ребе

Гадяч

В 5572 (1811) году, в связи с наступлением Наполеона, Алтер Ребе был вынужден оставить город Ляды. С 29 Ава по 8 Тевета 5753 года Алтер Ребе и его семья, а вместе с ними — десятки хасидов, скитались, пока не прибыли в деревню Пена. Деревня была велика и насчитывала около трехсот дворов. Многие из больших домов стояли пустыми, поскольку мужчины ушли на войну. Жители этого места были добросердечны и бесплатно дали пропитания и дров всем прибывшим.

Пишет Мителер Ребе (второй Любавический ребе, сын Алтер Ребе): «По причине углубляющейся с каждым часом великой горечи… переохладился он в великой степени из-за старости его и слабости. И всего за пять дней, что ослаб и рвало его желчью, не устоял он в душе его и освободился ночью на исходе Субботы недельной главы Шмот» (27.12.1812).

Читать полностью

28 тевета - день рождение Ханы Шнеерсон

Эта женщина была женой одного из самых выдающихся раввинов нашего времени.

Ее сын возглавил движение Хабад – мощнейшее движение, изменившее ситуацию в современном иудаизме. И сама она была женщиной незаурядной.

Ципи Кольтинюк

Читать полностью

Судьба Меноры

Евгений Левин

Согласно Талмуду, праздник Ханука был установлен в память о «чуде с маслом», которое произошло в Храме сразу после того, как Хасмонеи выбили греков и их еврейских союзников из Иерусалима. Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семи­свечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо – масла хватило на восемь дней непрерывного горения, а за это время евреи успели изготовить новое чистое масло.

Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была его дальнейшая судьба?

В соответствии с Торой, первая менора была изготовлена вскоре после Исхода из Египта для переносного святилища – скинии. Светильник был выкован цельным из таланта (33–36 кг) золота и состоял из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей – по три справа и слева. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась тремя «бокальчиками» (гвиим) с изображениями завязи («кафтор») миндалевидного плода и цветка («перах»). На стволе «бокальчики» помещались сверху и ниже, под тремя разветвлениями. Горелки были съемными, но неясно, служили ими верхние «бокальчики» или особые лампадки («нерот»).

Читать полностью

9 Кислева - день рождения и йорцайт Мителер Ребе

Шмул Соминский

Место захоронения Мителер Ребе в г. Нежин

Рабби Дов-Бер («Мителер Ребе» — Средний Ребе), второй руководитель любавичского движения, родился 9 кислева 5534 (26 ноября 1773). Его отец — рабби Шнеур-Залман из Ляд, мать — раббанит Стерна.

Рождение

В течение четырнадцати лет прошедших со свадьбы Алтер Ребе, состоявшейся в 5520 году, у него рождались лишь дочери. Приехав к своему учителю Магиду из Мезерич, Алтер Ребе попросил благословения на рождение сына. Магид сказал ему, что рождения мальчика удостаиваются принятием гостей.

Читать полностью

РЕАЛИИ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА

Сегодня 17 хешвана - по традиции в этот день начался потоп.

Йеуда Векслер

Рассказывая о Всемирном потопе, Тора скрупулезно придерживается хронологической точности – указывает даты начала, конца и основных его этапов.

«В шестисотом году жизни Ноаха, во втором месяце, на семнадцатый день этого месяца, – в день этот разверзлись все родники великой бездны, и небесные окна распахнулись, и был дождь на земле сорок дней и сорок ночей» (Берешит, 7:11, 12). «В тот самый день» (Берешит, 7:13) Ноах с тремя сыновьями и четырьмя женщинами – их женами – вошли в Ковчег и разместили в нем все пришедшие к ним живые существа, которым предстояло обновить жизнь на земле после окончания Потопа.

«И был Потоп на земле сорок дней, и умножились воды, и понесли Ковчег, и он поднялся с земли; и выросли воды, и чрезвычайно умножились на земле, и двинулся Ковчег по поверхности вод. И воды росли все больше, все больше над землей – и покрыли все высокие горы, которые только есть под небесами: на пятнадцать локтей выше выросли воды – и покрыли те горы» (Берешит, 7:17-20). Водная толща росла над землей в целом сто пятьдесят дней (Берешит, 7:24), и все живые существа, остававшиеся на земле, погибли.

Читать полностью

Заступница сынов Израиля

Ицхак Стрешинский

11 хешвана еврейский народ отмечает годовщину смерти праматери Рахели, заступницы еврейского народа. Благодаря ее мольбам и слезам Всевышний готов вернуть евреев из изгнания.

Праматерь Рахель была второй женой праотца Яакова, матерью двух из его сыновей, Йосефа и Биньямина. В книге Берешит рассказано о том, как Яаков работал за Рахель семь лет, но ее отец Лаван обманул его и подменил Рахель своей старшей дочерью Леей. Лаван объяснил этот обман тем, что не выдают младшую дочь замуж раньше старшей, и предложил отдать Рахель Яакову, если тот согласится работать на него еще семь лет. Яакову пришлось принять это условие Лавана. Рахель была отдана ему в жены, и он работал еще семь лет. После того как Лея и Рахель стали женами Яакова, Лаван дал в служанки Лее рабыню Зильпу, а Рахель – рабыню Бильгу.

Читать полностью

Свадьба р.Рашаба

11 Элула 5635 года: свадьба Ребе Шолом-Дов-Бера

На исходе святой Субботы 11 Элула 5653 года (23.08.1893), в городе Овруч, месте проживания отца невесты АДМУРа Йосеф-Ицхока, сына Цемах-Цедека, состоялась свадьба Ребе Шолом-Дов-Бера с ребецн праведницей Стерна-Сарой.

Ребе МААРАШ хотел, чтобы свадьба происходила в Любавич, однако, отец невесты пожелал, чтобы свадьба была в Овруче. В конце концов, свадьба была назначена в месте проживания невесты. Ребе МААРАШ, по ряду причин, не отправился на свадьбу, и жениха сопровождала лишь его мать, ребецн Ривка.

В книге бесед «Торат Шолом» (стр. 188) приводится беседа Ребе РАШАБа, в связи со свадьбой:

Читать полностью

Выйди в поле

Обычаи месяца элул

Марина Карпова

В элуле, последнем месяце еврейского лета, нет никаких праздников. Однако в еврейской традиции это время считается крайне важным. Как сказано в «Кицур Шульхан арух», это дни, «когда Всевышний охотно принимает раскаяние человека. И хотя Он во все дни года принимает раскаяние тех, кто всем сердцем возвращается к служению Ему, тем не менее эти дни более всего подходят для раскаяния и специально предназначены для него».

Почему временем для раскаяния был выбран именно месяц элул? Этому можно привести не менее двух объяснений. Одно – вполне очевидное: сразу после месяца элул следуют Дни трепета, когда решается судьба каждого человека, Рош а-Шана и Йом Кипур. Следовательно, готовясь к решению своей судьбы, всем нам стоит вновь пересмотреть устоявшиеся привычки и свое поведение. Ведь даже среди людей раскаяние неизменно предшествует прощению. Тем более когда речь идет о наших взаимоотношениях с Творцом, предстающим перед нами как в ипостаси Отца, так и Владыки мира.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения