Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

28 тевета - день рождение Ханы Шнеерсон

Эта женщина была женой одного из самых выдающихся раввинов нашего времени.

Ее сын возглавил движение Хабад – мощнейшее движение, изменившее ситуацию в современном иудаизме. И сама она была женщиной незаурядной.

Ципи Кольтинюк

Читать полностью

Судьба Меноры

Евгений Левин

Согласно Талмуду, праздник Ханука был установлен в память о «чуде с маслом», которое произошло в Храме сразу после того, как Хасмонеи выбили греков и их еврейских союзников из Иерусалима. Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семи­свечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо – масла хватило на восемь дней непрерывного горения, а за это время евреи успели изготовить новое чистое масло.

Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была его дальнейшая судьба?

В соответствии с Торой, первая менора была изготовлена вскоре после Исхода из Египта для переносного святилища – скинии. Светильник был выкован цельным из таланта (33–36 кг) золота и состоял из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей – по три справа и слева. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась тремя «бокальчиками» (гвиим) с изображениями завязи («кафтор») миндалевидного плода и цветка («перах»). На стволе «бокальчики» помещались сверху и ниже, под тремя разветвлениями. Горелки были съемными, но неясно, служили ими верхние «бокальчики» или особые лампадки («нерот»).

Читать полностью

9 Кислева - день рождения и йорцайт Мителер Ребе

Шмул Соминский

Место захоронения Мителер Ребе в г. Нежин

Рабби Дов-Бер («Мителер Ребе» — Средний Ребе), второй руководитель любавичского движения, родился 9 кислева 5534 (26 ноября 1773). Его отец — рабби Шнеур-Залман из Ляд, мать — раббанит Стерна.

Рождение

В течение четырнадцати лет прошедших со свадьбы Алтер Ребе, состоявшейся в 5520 году, у него рождались лишь дочери. Приехав к своему учителю Магиду из Мезерич, Алтер Ребе попросил благословения на рождение сына. Магид сказал ему, что рождения мальчика удостаиваются принятием гостей.

Читать полностью

РЕАЛИИ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА

Сегодня 17 хешвана - по традиции в этот день начался потоп.

Йеуда Векслер

Рассказывая о Всемирном потопе, Тора скрупулезно придерживается хронологической точности – указывает даты начала, конца и основных его этапов.

«В шестисотом году жизни Ноаха, во втором месяце, на семнадцатый день этого месяца, – в день этот разверзлись все родники великой бездны, и небесные окна распахнулись, и был дождь на земле сорок дней и сорок ночей» (Берешит, 7:11, 12). «В тот самый день» (Берешит, 7:13) Ноах с тремя сыновьями и четырьмя женщинами – их женами – вошли в Ковчег и разместили в нем все пришедшие к ним живые существа, которым предстояло обновить жизнь на земле после окончания Потопа.

«И был Потоп на земле сорок дней, и умножились воды, и понесли Ковчег, и он поднялся с земли; и выросли воды, и чрезвычайно умножились на земле, и двинулся Ковчег по поверхности вод. И воды росли все больше, все больше над землей – и покрыли все высокие горы, которые только есть под небесами: на пятнадцать локтей выше выросли воды – и покрыли те горы» (Берешит, 7:17-20). Водная толща росла над землей в целом сто пятьдесят дней (Берешит, 7:24), и все живые существа, остававшиеся на земле, погибли.

Читать полностью

Заступница сынов Израиля

Ицхак Стрешинский

11 хешвана еврейский народ отмечает годовщину смерти праматери Рахели, заступницы еврейского народа. Благодаря ее мольбам и слезам Всевышний готов вернуть евреев из изгнания.

Праматерь Рахель была второй женой праотца Яакова, матерью двух из его сыновей, Йосефа и Биньямина. В книге Берешит рассказано о том, как Яаков работал за Рахель семь лет, но ее отец Лаван обманул его и подменил Рахель своей старшей дочерью Леей. Лаван объяснил этот обман тем, что не выдают младшую дочь замуж раньше старшей, и предложил отдать Рахель Яакову, если тот согласится работать на него еще семь лет. Яакову пришлось принять это условие Лавана. Рахель была отдана ему в жены, и он работал еще семь лет. После того как Лея и Рахель стали женами Яакова, Лаван дал в служанки Лее рабыню Зильпу, а Рахель – рабыню Бильгу.

Читать полностью

Свадьба р.Рашаба

11 Элула 5635 года: свадьба Ребе Шолом-Дов-Бера

На исходе святой Субботы 11 Элула 5653 года (23.08.1893), в городе Овруч, месте проживания отца невесты АДМУРа Йосеф-Ицхока, сына Цемах-Цедека, состоялась свадьба Ребе Шолом-Дов-Бера с ребецн праведницей Стерна-Сарой.

Ребе МААРАШ хотел, чтобы свадьба происходила в Любавич, однако, отец невесты пожелал, чтобы свадьба была в Овруче. В конце концов, свадьба была назначена в месте проживания невесты. Ребе МААРАШ, по ряду причин, не отправился на свадьбу, и жениха сопровождала лишь его мать, ребецн Ривка.

В книге бесед «Торат Шолом» (стр. 188) приводится беседа Ребе РАШАБа, в связи со свадьбой:

Читать полностью

Выйди в поле

Обычаи месяца элул

Марина Карпова

В элуле, последнем месяце еврейского лета, нет никаких праздников. Однако в еврейской традиции это время считается крайне важным. Как сказано в «Кицур Шульхан арух», это дни, «когда Всевышний охотно принимает раскаяние человека. И хотя Он во все дни года принимает раскаяние тех, кто всем сердцем возвращается к служению Ему, тем не менее эти дни более всего подходят для раскаяния и специально предназначены для него».

Почему временем для раскаяния был выбран именно месяц элул? Этому можно привести не менее двух объяснений. Одно – вполне очевидное: сразу после месяца элул следуют Дни трепета, когда решается судьба каждого человека, Рош а-Шана и Йом Кипур. Следовательно, готовясь к решению своей судьбы, всем нам стоит вновь пересмотреть устоявшиеся привычки и свое поведение. Ведь даже среди людей раскаяние неизменно предшествует прощению. Тем более когда речь идет о наших взаимоотношениях с Творцом, предстающим перед нами как в ипостаси Отца, так и Владыки мира.

Читать полностью

Любовь в самый момент разрушения

Йоэль Кан

Известно, что ангелы-«крувы», изваянные на крышке Святого ковчега, стоявшего в самом святом помещении Храма, Святая святых, служили «индикатором» отношения Всевышнего к Своему народу. Когда евреи прилежно исполняли волю Творца и Он благоволил к ним, «крувы» смотрели друг другу в лицо. Однако когда евреи нарушали волю Его – небрежно исполняли заповеди, недобросовестно изучали Тору и плохо относились друг к другу – и потому Всевышний сердился на них, «крувы» стояли на Ковчеге, понурив головы от стыда.

Но во время первой в истории еврейского народа Катастрофы, разрушения первого Храма, враги, ворвавшись в Святая святых, увидели несомненное свидетельство благоволения Всевышнего к Своему народу. Ангелы-«крувы» на священном Ковчеге с великой любовью смотрели друг другу в лицо!

Возможно ли, чтобы в тот самый миг, когда Всевышний излил всю силу Своего гнева на Израиль, Он одновременно выражал к народу Свою любовь?! И от этого вопроса мы переходим к следующему: если возможно столь невероятное объединение двух противоположностей, то, может быть, и суть Катастрофы – не гибель и уничтожение, а что-то другое? Тогда что же именно?

Читать полностью

Любовь по-еврейски

Александр Элькин

Умел Яаков и хитрить, умел и бороться. Умел и любить, и четырнадцать лет служил батраком за любимую женщину. Жизнь его была и осталась самой увлекательной поэмой,
какая только рассказана была на земле.


Владимир Жаботинский, «Четыре сына»


Говоря о летнем месяце ав, евреи обычно вспоминают девятый день этого месяца, когда были разрушены Первый и Второй храмы и произошло много других трагических событий. Однако ав – не только время траура. Сказано в Мишне, в конце трактата Таанит (26:2): «Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль: “Не было у евреев праздников, подобных 15 ава и Йом Кипуру, в которые дочери Иерусалима (в другом списке Мишны – дочери Израиля) выходили в одолженных белых платьях... и танцевали в виноградниках, и что говорили? Парень, подними глаза и посмотри, что ты выбираешь для себя. Не обращай внимания на красоту, обрати внимание на семью; „Обманчива пригожесть и преходяща красота, только женщина, боящаяся Б‑га, достойна хвалы“ и сказано: „Восхвалите ее за плоды ее рук, и пусть прославится она делами своими во всем городе“” (Мишлей, 31:30, 31)».

Читать полностью

Мама "Любавичей" 10 швата

Йеуда Векслер

Десятое швата хорошо известно: в этот день скончался шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак (Раяц) Шнеерсон, и хасидское движение Хабад возглавил рабби Менахем-Мендл Шнеерсон. Он стал седьмым Любавичским Ребе[1].

Однако 10 швата имеет еще один аспект, особо отмеченный Ребе Раяцем в заглавии знаменитого маамара «Бати ле-гани». Он написал его и отдал в печать заранее, указав, что учить его нужно 10 швата (то есть в день его смерти). Перед началом маамара написано: «Годовщина смерти моей почитаемой бабушки, праведной ребецн госпожи Ривки, душа которой в Ган Эдене – да защитят нас ее заслуги».

Читать полностью

МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗГНАНИЯМИ

Ицхак Стрешинский

Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.

После изгнания бывшая иудейская элита оказалась в Вавилоне, а в Иудее остались более бедные слои населения. И в Танахе, и в вавилонских источниках царем Иудеи называют одновременно и изгнанного в Вавилон Йеояхина, и оставшегося в Земле Израиля Цидкияу. Получается, что оба они в течение тех одиннадцати лет считались царями еврейского народа.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения