Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Девятое ава и изгнание из Испании

Марина Карпова

Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года[1].

По еврейскому календарю последний день, когда евреи могли оставаться на испанской земле, пришелся на седьмое ава. Однако один из духовных лидеров изгнанников, бывший министр финансов королевства, выдающийся ученый и комментатор Писания дон Ицхак Абарбанель, в своем комментарии утверждал, что евреи были изгнаны из страны девятого числа того же месяца: «Когда испанский король издал указ об изгнании евреев из своего королевства, он назначил и день изгнания — ровно три месяца спустя после издания указа. Оказалось, что это девятое ава. Король, разумеется, не знал, что это за день!»[2] Впоследствии это утверждение было многократно повторено самыми разными авторами, и на сегодня оно считается общепризнанным мнением традиционного еврейского мира.

Читать полностью

Еврейская община Киева отметила два Дня Победы

Евреи хлеба не сеют,
Евреи в лавках торгуют,
Евреи раньше лысеют,
Евреи больше воруют.

Евреи - люди лихие,
Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе,
Абрам торгует в рабкопе.

Я всё это слышал с детства,
Скоро совсем постарею,
Но всё никуда не деться
От крика: «Евреи, евреи!»

Не торговавши ни разу,
Не воровавши ни разу,
Ношу в себе, как заразу,
Проклятую эту расу.

Читать полностью

Выше самой Торы

Йоэль Кан

В Торе рассказано (Бемидбар, 9:6, и далее), что, когда на второй год после исхода из Египта Всевышний повелел повторить праздник Песах, который уже перед тем один раз отметили в Египте, сыны Израиля, осквернившие себя прикосновением к мертвецу, предъявили претензии. Они разволновались, не понимая, чем провинились. За что их не допускают к совершению жертвоприношения песах?! И Всевышний «пошел им навстречу»: Он установил на века, что тот, кто по уважительной причине не смог праздновать Песах в надлежащее время, должен сделать это на месяц позже, 14 ияра. Таким образом, этот день превратился в Песах шени, Второй Песах.

Про Песах шени сказал Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон: смысл его в том, что «нет ничего непоправимого». Все возможно исправить – даже то, что, с точки зрения Торы, потеряно.

Каким образом? Используя силу, которой обладает еврей: добиваясь проявления всемогущества Всевышнего.

Читать полностью

Мистика Ияра

Нохум-Зеев Рапопорт

Месяц ияр связывает во времени два величайших события в истории еврейского народа: исход из Египта в предшествующем ияру месяце нисан и Синайское Откровение в следующем за ним месяце сиван. В год исхода из Египта, согласно преданию, ияр был отмечен знаменательными событиями во время странствий евреев по пустыне. Хотя в рамках физического мира эти события имели значение для Израиля лишь в сорокалетний период его подготовки к заселению Эрец Исроэл, их духовный и мистический аспекты оказали влияние на все последующие поколения народа. Вот эти события.

1. В месяце ияр начал выпадать ман («манна небесная»), которым евреи питались все годы блужданий в пустыне (см. Шмойс, 16:4-36).

2. В ияре они удостоились так называемого «колодца Мирьям» (см. Таанис, 9а), который снабжал их водой в течение того же срока (см. Шмойс, 17:1-7).

3. В этом месяце была война между Амалеком и Израилем (см. Шмойс, 17:8-16).

Читать полностью

Месяц Ияр Рав Элияу Ки-Тов

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ияр — это вавилонское название месяца, который в Торе назван просто «вторым», так как непосредственно следует за Нисаном — первым из месяцев года. В Танахе он назван «Месяц Зив» (Млахим I, 6,1), то есть «месяцем сияния», ибо именно в нем солнце начинает светить в полную силу, однако еще не обжигает, как в летние месяцы, или «месяцем почек» (или бутонов), как в классическом, освященном еврейской традицией арамейском переводе Танаха. В этом месяце евреи, вышедшие из Египта, обрели свое истинное величие (сияние), так как избавились от своих пороков и недостатков и стали достойны принять Тору.

Месяцу Ияру соответствует созвездие Тельца (на иврите — Быка), животного, питающегося травой. В Эрец Исраэль Ияр — последний месяц года, когда бык может досыта наесться травы в поле.

Читать полностью

Законы счета Омера

1. Счет Омера - Сфират-Аомер - начинают со второго вечера в праздник Песах, сразу после вечерней молитвы, и продолжают произносить до последнего вечера перед праздником Шавуот.

2. Время для Сфират-Аомер - от наступления темноты и до рассвета, однако следует произнести Сфират-Аомер сразу же после вечерней молитвы.

3. Сфират-Аомер произносят стоя, однако и тот, кто произнес это сидя, заповедь исполнил.

Читать полностью

11 нисана - день рождения Ребе

Сегодня 11 нисана - день Рождения седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Когда Менахем-Мендл появился на свет, пятый Любавический Ребе РАШАБ отправил одну за другой шесть телеграмм, где дал указания, как обращаться с новорожденным. Нам известны три из них: надеть на младенца кипу и талескотн, делать ему омовение рук перед тем, как подносить к материнской груди. В этом алгоритме еврейской чистоты Менахем-Мендл, возрастая в мудрости и славе, пребывал до конца своей жизни.

Любавический Ребе, рабби Менахем-Мендел Шнеерсон, считается наиболее феноменальным еврейским духовным лидером и мыслителем из живших в недавнее время. Сотни томов опубликованных трудов, тысячи посланников по всему миру, несущих собратьям свет его учения, сотни тысяч последователей, миллионы сторонников и почитателей, для которых он был - и сейчас, после кончины, остается - Ребе.

Читать полностью

Мистика Нисана

Нохум-Зеэв Рапопорт

По словам Иерусалимского Талмуда (Рош а-Шана, 1:2), месяцы еврейского календаря получили свои нынешние названия, когда народ Израиля находился в вавилонском изгнании. Буквальный перевод соответствующей фразы в Талмуде – «названия месяцев поднялись вместе с ними из Вавилона» – предоставляет возможность ее мистического истолкования. Рациональное мышление не позволяет сказать, что названия месяцев «поднялись», так как речь идет о чисто отвлеченном, абстрактном понятии. Составители Талмуда пришли к выводу, что названия месяцев имеют вавилонское происхождение. Возможно, основанием для этого послужило то, что они упоминаются лишь в тех книгах Пророков и Писаниях, которые были составлены в вавилонском плену и по возвращении из него, но не в более ранних. В том же месте Талмуда содержится аналогичное высказывание и по поводу имен ангелов: «Имена ангелов поднялись вместе с ними из Вавилона». Очевидно, и это утверждение основано на том, что впервые имена ангелов встречаются лишь в книге пророка Даниэля (8:6, 10:3): там упоминаются имена Михаэль и Гавриэль. Книга Даниэля была записана после возвращения из плена в Эрец-Исраэль.

Читать полностью

Краткая биография жизни Ребецн Хаи Мушки Шнеерсон, супруги Ребе.

Перевод  на русский язык  Довида Шулькина с книги «hаРабанит».

Детство.

Первые годы своей жизни Ребецин Хая Мушка провела в Ялте, в доме бабушки и дедушки, там она выросла и получила настоящее хасидское воспитание. Она была самой любимой внучкой Ребе Рашаба.

Однажды, когда Ребецин бежала, она нечаянно столкнулась с дедушкой. Поняв, что произошло, девочка очень расстроилась. Ребе Рашаб поднял Ребецин на руки и поцеловал ее в лоб.

Другой случай показывает, насколько Ребе Рашаб серьёзно воспринимал её слова, притом, что ей только исполнилось пять лет.

Читать полностью

День рождение ребецен

25 Адара по еврейскому календарю, исполняется 116 лет со дня рождения Реббецн Хаи-Мушки, супруги Седьмого Любавического Ребе. Предлагаем вашему вниманию отрывки из рассказа о жизни этой замечательной женщины.

Рождение

Реббецн Хая-Мушка Шнеерсон родилась в городке Бабинович неподалеку от Любавичей в субботу 25 адара 1901 г.. Она была средняя дочь Шестого любавического Ребе.
Когда она родилась, ее дедушка, Пятый любавический Ребе Рав Шолом Довбер послал телеграмму ее отцу, находившемуся за границей, в которой писал: «Поздравляю с рождением дочери, мазаль тов! Если вы еще не назвали ее, то дайте ей имя Хая-Мушка, в честь жены Цемах-Цедека».

Читать полностью

Месяц адар: о чем молчат рыбы

Ребецн Ципора Хеллер

Мы знаем, что еврейский год начинается в тишрее с праздника Рош а-Шана. Этот известный отсчет, начинающийся с месяца тишрей, был придуман мудрецом Гиллелем в эпоху Талмуда, когда нашим месяцам были даны вавилонские названия – тишрей, хешван и так далее. Но сюрприз! Можно считать наш год с другого момента, и иной способ отсчета находится в самой Торе, называющей наши месяцы просто по цифрам – первый, второй и так далее. Первый месяц – нисан – время Песаха, когда мы выходили из Египта, однако по системе Гиллеля нисан будет седьмым месяцем. Складывается впечатление, будто евреи всегда хотели усложнить себе жизнь! Так кажется на первый взгляд, но при более глубоком подходе раскрывается совсем иной смысл.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения