Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Месяц Шват

Шват – одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.

Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».

Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.

Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли – «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой...»

Читать полностью

«От Моше и до Моше не было никого, подобного Моше»

Рабби Моше бен Маймон – одна из самых выдающихся фигур, которая возникла в среде еврейского народа за последнюю тысячу лет. Он оставил свой след в жизни тысяч людей своего поколения и в целом на весь народ в наше время. Его способность сочетать изучение Торы с медицинскими премудростями получила заслуженную благодарность у лидеров многих стран. За Тору и её учеников он стоял, как каменная стена. «От Моше и до Моше не было никого, подобного Моше»

20 Тевета - день смерти Рамбама (1135-1204), великого человека, религиозного авторитета, философа и врача, который посвятил всю свою жизнь народу Израиля. Рамбам, рабби Моше бен Маймон, заботился о своих современниках, как преданный пастух, что нашло своё отражение, среди прочего, в написании трудов, в которых он поддерживал народ и укреплял его веру.

 

Читать полностью

Не еврейский Новый год

В канун праздника Новый год, известный раввин Шая Гиссер ответил на вопросы прихожан синагоги Бродского : « Что нам не еврейский Новый год? «.

- Рав Шая, скоро наступает праздник Новый год. Мы все тоже что-то хотим отмечать. Но евреям этот день отмечать нежелательно. Можете пояснить, почему?

- Начнем издалека. Евреи, в отличие от других народов - народ общинный. Во многом мы и есть очень большая и сложная, но семья. В нашей ментальности любая реакция на поведение евреев, даже самое идиотское - в первую очередь семейная, и поэтому острая, живая.

Читать полностью

Месяц Тевет

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Месяц Тевет — десятый месяц в году, начиная с Нисана. Его название, как и названия других месяцев, привезено из Вавилонии возвратившимися оттуда изгнанниками.
Во второй главе Книги Эстер мы читаем: «…в десятом месяце, месяце Тевет…»
Рош Ходеш Тевет отмечается два дня или один день, в зависимости от того, полным или неполным был предшествующий ему месяц Кислев. Сам же Тевет никогда не бывает полным; он всегда продолжается двадцать девять дней, и новомесячье следующего за ним месяца Швата всегда празднуется только один день.
Созвездие месяца Тевет — Геди, Козерог. Как раз в этом месяце стада коз возвращаются на зимние пастбища.

Читать полностью

10 тевета — день осады Иерусалима

Четыре дня в году напоминают нам о разрушении двух Иерусалимских храмов. Каждый из этих дней соответствует определенному эпизоду трагедии: 10 тевета — день начала осады Иерусалима, 17 тамуза — день разрушения городской стены, 9 ава — день разрушения Первого и Второго храмов и, наконец, пост Гедалии (3 тишрея) — день в память о гибели правителя евреев.

Десятого тевета 3336 от сотворения мира (425 до н. э.) вавилонский царь Невухаднецар I (Навуходоносор) начал осаду Иерусалима. Вот как это описывается в Книге ЦарейКомментарий: «И было: на девятом году царствования Цидкияhу, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до одиннадцатого года правления царя Цидкияhу…».

Читать полностью

Мистические тайны ханукального волчка

Р-н Зеев Рапопорт

Наверное, многим известно об обычае играть в волчок на Хануку. На иврите ханукальный волчок называется "свивон", на идише - "дрейдел". В волчок играют и дети, и взрослые, а иногда все вместе, целой семьей. Волчок имеет четыре грани. На гранях вырезаны четыре буквы: "нун", "гимель", "эй", "шин" – по одной букве на каждой грани.

Эти буквы принято расшифровывать как аббревиатуру четырех слов: "Нес гадоль ая шам" ("Великое чудо произошло там"). Существуют волчки, на которых вместо буквы "шин" вырезают букву "пей". Тогда эти буквы расшифровываются так: "Нес гадоль ая по" ("Великое чудо произошло здесь"). Различие это объясняют следующим образом: если волчок изготовляют и играют в него в Эрец-Исраэль, то на нем должна быть буква "пей", ибо чудо имело место в Стране Израиля. Если же волчок берут для игры за пределами Эрец-Исраэль, то на нем должна быть вырезана буква "шин" – первая буква слова "шам" ("там"). Однако из нижесказанного будет следовать, что в любом случае на волчке следует все-таки вырезать букву "шин" – вне зависимости от географического места.

Читать полностью

Женское восстание

Хана, Мирьям, Йеудит и еще многие женщины, поднявшие знамя восстания и воодушевлявшие мужчин на борьбу с завоевателями… Ханука – праздник женского мужества.

В еврейских общинах Северной Африки существует традиция устраивать вечеринку для девочек в седьмой вечер Хануки. В этот вечер женщины и девочки отмечают новомесячье тевета: едят блюда с брынзой, напоминающие о подвиге Йеудит, и приходят в синагогу, чтобы поцеловать свиток Торы. Девочек поздравляют и дарят им подарки.

В еврейских общинах Греции в Хануку девочки просят друг у друга прощения и мирятся, если были в ссоре, – как в День Искупления.

В Тунисе в Хануку отмечали бат-мицву всех девочек, которым в этом году исполнилось двенадцать лет.

Читать полностью

ХАНУКА В ОСВЕНЦИМЕ

Виктор Франкл - гениальный еврей, основатель логотерапии, суть терапии в том, что у человека должен быть смысл жизни.
Он прошел ВЕСЬ ОСВЕНЦИМ, остался жив, разработал свою терапию,написал труды и статьи о смысле жизни, воспоминания о лагере и свои об этом размышления.
Он был учеником Фрейда, поссорился с ним, основал третью Венскую школу психоанализа. У него был период отчаяния, в который он хотел закрыть школу и уехать, НО РЕБЕ прислал к нему еврейку со словами поддержки от ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ.Это потрясающий человек,еврей с большой буквы.

Читать полностью

Пятая свеча

Моше Гринвальд

Мой отец, Авраам-Цви Гринвальд, родился в польском городе Лодзь. Ему было всего восемь лет, когда умер его отец, и мать осталась одна с детьми. Маленького Авраама она отправила к своему двоюродному брату, рабби Менахему Зембе, который был известным раввином в довоенной Варшаве.

В 1929 году рабби Менахем-Мендл Шнеерсон женился на Хае-Мушке, дочери Любавичского Ребе. Это произошло в четырнадцатый день месяца кислева. На их свадьбе в Варшаве присутствовали все хасидские учителя и выдающиеся еврейские лидеры Польши. Среди них был и рабби Земба, на которого молодой зять Ребе произвел очень сильное впечатление. Собравшись нанести ему визит в гостинице, он взял с собой моего отца, которому тогда было 17 лет.

Рабби Земба и рабби Шнеерсон много и оживленно беседовали, обсуждая различные вопросы Талмуда. Когда гости уже готовы были распрощаться, хозяин вдруг обратился к моему отцу:

"До Хануки осталось несколько дней. Ты знаешь, почему в хасидских синагогах принято праздновать "Финфте лихтл" - "Пятую свечку", устраивая специальные вечера?".

Читать полностью

«…и зажгли светильники в Твоих святых дворах…»

Обычаи Хануки. Где и почему...

Окунемся в глубокое прошлое. В это время, около ста семидесяти лет до н. э., Иудея была в упадке как в политическом, так и в духовном, и религиозном отношении. Страна стонала под гнетом Антиоха, греко-сирийского царя, который жестоко и беспощадно угнетал евреев. Антиох Эпифан хотел заставить всех евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую культуру, основанную на идолопоклонстве. Он издал указы, запрещающие евреям под страхом смерти соблюдать заповеди, и евреи, которые соблюдали Субботу, обрезали своих сыновей и изучали Тору, рискуя жизнью. Притеснения Антиоха достигли предела, когда греки осквернили Храм, установили идола на жертвеннике, чтобы приносить ему жертвы, порвали и сожгли найденные там книги Торы. Народ упал духом; людьми овладели страх и отчаяние. Хотя многие евреи предпочли умереть, освящая Имя Всевышнего, некоторые уступили давлению греков и присоединились к эллинистским кругам. Они отреклись от наследия своих предков и приняли культуру поработителей. Многие евреи бежали из городов нашли прибежище в пещерах и в расселинах гор в пустыне.

Читать полностью

Почему в ХАБАДе не ставят ханукальные свечи возле окна?


В наше время, когда мы живем среди народов мира, зажигают светильники в доме. Многие ставят светильник на окно, но в ХАБАДе их зажигают в проеме двери одной из комнат. По простому говоря, хабадники ведут себя таким образом только потому, что так вели себя главы ХАБАДа.

Свободный перевод: Шолем Лугов

Источник: «Ликутей Сихот» том 5, стр. 456

Где ставить ханукальные светильники?

…Ведь есть заповедь1 помещать ханукальные светильники снаружи возле входа в дом, а если человек живет высоко, то помещает их на подоконнике выходящего на улицу окна («Орах Хаим» 671:5). И нужно отметить обычай глав ХАБАДа, которые зажигали ханукальные светильники в проеме двери одной из комнат, а не на подоконнике. И см. трактат Сукка (32б): «так как вышло из уст Рав Каана…»2

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения