Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Краткий ханукальный путеводитель

Праздник Ханука начинается 25 кислева и продолжается восемь дней (в 2017 году празднуется с ночи 12 декабря-20 января).

История и символика

Во II-м веке до н.э. в Иудее, находившейся под властью греко-сирийской империи Селевкидов, вспыхнуло восстание. Поводом к нему послужило не столько желание обрести политическую независимость, сколько возмущение жестокими гонениями на иудейскую религию. Они стали совершенно нетерпимыми при императоре Антиохе Эпифане, который повсюду насаждал культ греческих богов (причем в пылу усердия присовокупил к последним также и свою скромную персону), а соблюдение законов Торы запретил под страхом смертной казни.

Читать полностью

Хасидский фарбренген в синагоге Бродского: «Не даст Он никогда опуститься праведнику».

19 Кислева в синагоге Бродского прошло два ярких блистательных фарбренгена, посвященных Новому году Хасидизма. Женский фарбренген прошел в зале Симха, а преимущественно мужской состав отметил его в банкетном зале «Иегуда». У евреев, как известно, день начинается с вечера. В этот зимний вечер женская организация Шаарей Наашим устроила настоящие хасидские посиделки за уютными столиками, с вкусной кошерной едой, картошкой фри, фруктами и сладостями. Фарбренген, или хасидское собрание, очень ярким и эмоциональным рассказом об Алтер Ребе открыла преподаватель института Махон Михаль Каплан. Казалось, что большинство из нас знают об Алтер Ребе все, но все знать невозможно. В жизни этого каббалиста и законоучителя было очень много удивительных моментов, которые не только повлияли на хасидское движение 200 лет назад, но и продолжают вести евреев по пути Торы и соблюдения заповедей по сей день.

Читать полностью

Алтер Ребе и Россия

Р-н Михаэль Кориц

Среди многих загадок личности рабби Шнеур-Залмана (Алтер Ребе) обращает на себя внимание его особенная связь с Российским государством. Известен спор основателя Хабада с главами польских хасидов, в котором рабби Шнеур-Залман встал на сторону России против Наполеона. Традиционно это объясняют тем, что эмансипация, по мнению Альтер ребе, представляла собой большую угрозу, чем грядущие погромы. Патриотическое настроение Алтер Ребе и помощь, оказываемая его хасидами, вызывали изумление русских военных и правительства, были отмечены и вошли в историю

Более десятилетия до этого к контакту с властями Альтер Ребе вынудили исключительные обстоятельства - его арест по подозрению в измене. Во время допросов от рабби Шнеур-Залмана требовали представить российскому правительству доказательства принадлежности хасидского движения к ортодоксальному иудаизму. Объясняя проблемы евреев под властью Польши, рабби обсуждал недостатки системы самоуправления (так называемый Ваад), предоставленной еврейской общине, а также надежды, что в результате присоединения Польши к России коррупция, царившая в жизни общин, будет устранена.

Читать полностью

Новый год Хасидизма

Девятнадцатое число месяца Кислев (2.12.2015) отмечается как "Рош-Ашана хасидизма". В этот день в 1798 году основатель хасидизма Хабад - рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1812), известный также как Алтер Ребе ("старый Ребе") - был выпущен на свободу после пятидесятитрехдневного заточения в Петропавловской крепости. Это событие было не просто его личным освобождением, оно стало своего рода водоразделом в истории хасидизма, возвестив начало новой эры раскрытия "внутренней" Торы.

Распространение учения хасидизма началось, в принципе, двумя поколениями раньше. Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (1698-1760) раскрыл своим последователям сияние мистического учения Торы, бывшее до тех пор уделом лишь избранных каббалистов. Эта работа была продолжена его учеником и преемником рабби Дов-Бером, известным как "Магид из Межерича", чье имя тоже связано с датой 19 Кислева: в этот день в 1772 году, за 26 лет до освобождения рабби Шнеур-Залмана, Магид вернул свою душу Создателю. Перед кончиной он сказал своему ученику Шнеуру-Залману: "Этот день - наш с тобой праздник".

Читать полностью

14 кислева: свадьба Менахема-Мендела Шнеерсона и Хаи-Мушки Шнеерсон

Свадьба дочери шестого Любавичского Ребе, госпожи Хая-Мушки, и Ребе שליט"א Короля Мошиаха состоялась 14 Кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве и известие об этом повлекло великую радость среди евреев Польши в целом, и среди хасидов ХАБАДа в частности.

Ребе РАЯЦ, живший в ту пору в городе Рига в Латвии, хотел, чтобы свадьба состоялась в йешиве «Томхей-Тмимим».

Тринадцатого Кислева тысячи людей собрались на вокзале для того, чтобы встретить Ребе РАЯЦа и его семью. В течение дня в Варшаву прибыло большое число хабадников изо всех городов Польши и Литвы. Прибыли также многочисленные гости из отдаленных мест, среди них тесть Ребе РАЯЦа, реб Авраам Шнеерсон из Кишинева.

 

Читать полностью

Месяц освобождения сокровенного

Р-н Александр Фейгин

Девятый месяц еврейского календаря, начинающийся в эти дни, носит название Кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло ("вера", "упование"), которое можно встретить в книге Ийова (8:14). Учителя Каббалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной. Месяц Кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что Кислев беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование Кислев "разделил" с Теветом.

Но в истории хасидизма этот месяц не просто богат, он называется "месяцем дарования Скрытой Торы". В девятнадцатый день этого месяца хасиды (а с ними и все желающие) празднуют хасидский Новый год в память об освобождении из тюрьмы рабби Шнеура-Залмана, основателя Хабада.

Читать полностью

Рахель

11 хешвана — день рождения жены Яакова, Рахели; он же ­день рождения ее второго сына, Биньямина (родив его, к вечеру того же дня Рахель умерла).

В этот день поломники со всего мира приходят на её могилу в Бейт-Лехеме, чтобы молиться о собственных нуждах и нуждах еврейского народа.

Яаков встретил Рахель, когда пришел к брату его матери, Ривки, которого звали Лаван. В Торе сказано, что они познакомились у колодца, куда Рахель пришла чтобы напоить овец. Рахель была прекрасна собою, и, согласно агаде, заплакал Яаков при виде Рахели, так как не привез ей подарка, и еще потому, что увидел пророческим взором, что быть им погребенными раздельно.

Яаков полюбил Рахель и по уговору с Лаваном должен был отслужить за нее семь лет, чтобы получить ее в жены. Но по прошествии этого срока, в первую брачную ночь, заменил Лаван Рахель старшей своей дочерью, Леей. Когда утром Яаков увидел этот обман, то Лаван отдал ему и Рахель, опять же за обязательство служить еще семь лет.

Читать полностью

Месяц Хешван (Мархешван)

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш Хешван всегда празднуется два дня, поскольку Хешван следует за полным месяцем Тишрей. Его первый день приходится на тридцатое Тишрей, а второй — на первое Хешвана.
Существует мнение, что молитву Мусаф в Рош Ходеш Хешван, в отличие от всех других молитв, запрещено читать на память — ее читают только по молитвеннику.
Дело в том, что существует галахическое правило: «Отрывки из Торы и Танаха не читают на память». Разумеется, во все без исключения молитвы Мусаф входят такие отрывки. Но поскольку молитвы, обычно произносимые в субботы и новомесячия, произносятся часто и хорошо затвержены, их разрешается читать на память.
Однако Мусаф в Рош Ходеш Хешван читается после двухмесячного перерыва — ведь в Рош Гашана, с которого начинается месяц Тишрей, в молитве Мусаф новомесячье не упоминается. Поэтому многие читают эту молитву только по книге, поскольку существует опасение, что слова Торы, содержащиеся в ней, несколько забылись.
По этой же причине не читают по памяти молитвы Мусаф в праздники — ведь они читаются только раз в году!

Читать полностью

Невозможность раставанья

Краткое изложение беседы Ребе

Вслед за неделей праздника Суккот наступает Шмини-Ацерет – Симхат-Тора. Слово "ацерет" означает "собрание", а также "задержка". Сказано о Шмини-Ацерет, что Всевышний как бы говорит: "каша алай прэдатхэм" - "тяжело Мне расставаться с вами" (буквально - "расставание ваше"). Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней.

Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъезжаются и царь говорит: "Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного". Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова "придатхэм" (разлука ваша) - почему не сказано "придатейну" (разлука наша)?

Читать полностью

Краткий путеводитель по празднику Шмини Ацерет

Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2016 году выпадает на 24-25 октября). Название праздника взято из слов Торы (Бэмидбар, 29:35): «В день восьмой (шмини) – праздничное собрание (ацерет) да будет у вас!»

В Суккот решается Свыше, обильными ли будут дожди в этом году. Однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини-Ацерет. В книге Зогар сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.

Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу.

Симхат-Тора и Шмини-Ацерет – это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини-Ацерет и молитве о дожде, а также читают поминальную молитву Изкор. Второй же день целиком посвящают Симхат-Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат-Тора является частью праздника Шмини-Ацерет.

Читать полностью

Праздник единения

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

После атмосферы трепета, царившей в дни Рош-Ашана и Йом-Кипур, наступает веселье праздника Суккот. Есть глубокая связь между этими, казалось бы, противоположными праздниками. Несмотря на внешнние отличия, все то духовное содержание, что наполняет Рош-Ашана и Йом-Кипур, есть и в празднике Суккот. Отличие лишь в том, что, будучи в состоянии сокрытия до сих пор, в Суккот оно становится явным.

Это ярко проявляется в единении народа Израиля. Единство было одним из основных мотивов и Рош-Ашана, и Йом-Кипура. Но столь открыто, в дни трепета, оно не проявлялось. Зато в праздник Суккот единение народа становится явным и совершенно очевидным.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения