Get Adobe Flash player

Памятные даты месяца

Месяц освобождения сокровенного

Р-н Александр Фейгин

Девятый месяц еврейского календаря, начинающийся в эти дни, носит название Кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло ("вера", "упование"), которое можно встретить в книге Ийова (8:14). Учителя Каббалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной. Месяц Кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что Кислев беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование Кислев "разделил" с Теветом.

Но в истории хасидизма этот месяц не просто богат, он называется "месяцем дарования Скрытой Торы". В девятнадцатый день этого месяца хасиды (а с ними и все желающие) празднуют хасидский Новый год в память об освобождении из тюрьмы рабби Шнеура-Залмана, основателя Хабада.

Читать полностью

Рахель

11 хешвана — день рождения жены Яакова, Рахели; он же ­день рождения ее второго сына, Биньямина (родив его, к вечеру того же дня Рахель умерла).

В этот день поломники со всего мира приходят на её могилу в Бейт-Лехеме, чтобы молиться о собственных нуждах и нуждах еврейского народа.

Яаков встретил Рахель, когда пришел к брату его матери, Ривки, которого звали Лаван. В Торе сказано, что они познакомились у колодца, куда Рахель пришла чтобы напоить овец. Рахель была прекрасна собою, и, согласно агаде, заплакал Яаков при виде Рахели, так как не привез ей подарка, и еще потому, что увидел пророческим взором, что быть им погребенными раздельно.

Яаков полюбил Рахель и по уговору с Лаваном должен был отслужить за нее семь лет, чтобы получить ее в жены. Но по прошествии этого срока, в первую брачную ночь, заменил Лаван Рахель старшей своей дочерью, Леей. Когда утром Яаков увидел этот обман, то Лаван отдал ему и Рахель, опять же за обязательство служить еще семь лет.

Читать полностью

Месяц Хешван (Мархешван)

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш Хешван всегда празднуется два дня, поскольку Хешван следует за полным месяцем Тишрей. Его первый день приходится на тридцатое Тишрей, а второй — на первое Хешвана.
Существует мнение, что молитву Мусаф в Рош Ходеш Хешван, в отличие от всех других молитв, запрещено читать на память — ее читают только по молитвеннику.
Дело в том, что существует галахическое правило: «Отрывки из Торы и Танаха не читают на память». Разумеется, во все без исключения молитвы Мусаф входят такие отрывки. Но поскольку молитвы, обычно произносимые в субботы и новомесячия, произносятся часто и хорошо затвержены, их разрешается читать на память.
Однако Мусаф в Рош Ходеш Хешван читается после двухмесячного перерыва — ведь в Рош Гашана, с которого начинается месяц Тишрей, в молитве Мусаф новомесячье не упоминается. Поэтому многие читают эту молитву только по книге, поскольку существует опасение, что слова Торы, содержащиеся в ней, несколько забылись.
По этой же причине не читают по памяти молитвы Мусаф в праздники — ведь они читаются только раз в году!

Читать полностью

Невозможность раставанья

Краткое изложение беседы Ребе

Вслед за неделей праздника Суккот наступает Шмини-Ацерет – Симхат-Тора. Слово "ацерет" означает "собрание", а также "задержка". Сказано о Шмини-Ацерет, что Всевышний как бы говорит: "каша алай прэдатхэм" - "тяжело Мне расставаться с вами" (буквально - "расставание ваше"). Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней.

Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъезжаются и царь говорит: "Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного". Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова "придатхэм" (разлука ваша) - почему не сказано "придатейну" (разлука наша)?

Читать полностью

Краткий путеводитель по празднику Шмини Ацерет

Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2016 году выпадает на 24-25 октября). Название праздника взято из слов Торы (Бэмидбар, 29:35): «В день восьмой (шмини) – праздничное собрание (ацерет) да будет у вас!»

В Суккот решается Свыше, обильными ли будут дожди в этом году. Однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини-Ацерет. В книге Зогар сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.

Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу.

Симхат-Тора и Шмини-Ацерет – это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини-Ацерет и молитве о дожде, а также читают поминальную молитву Изкор. Второй же день целиком посвящают Симхат-Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат-Тора является частью праздника Шмини-Ацерет.

Читать полностью

Праздник единения

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

После атмосферы трепета, царившей в дни Рош-Ашана и Йом-Кипур, наступает веселье праздника Суккот. Есть глубокая связь между этими, казалось бы, противоположными праздниками. Несмотря на внешнние отличия, все то духовное содержание, что наполняет Рош-Ашана и Йом-Кипур, есть и в празднике Суккот. Отличие лишь в том, что, будучи в состоянии сокрытия до сих пор, в Суккот оно становится явным.

Это ярко проявляется в единении народа Израиля. Единство было одним из основных мотивов и Рош-Ашана, и Йом-Кипура. Но столь открыто, в дни трепета, оно не проявлялось. Зато в праздник Суккот единение народа становится явным и совершенно очевидным.

Читать полностью

Краткий обзор законов Сукки

Заповедь о празднике Суккот гласит: «В шалашах живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской» («Ваикра», 23:42-43).

Лучше всего начать строить шалаш ночью на исходе Йом-Кипура.

Каждый еврей обязан принять участие в строительстве суки (шалаша): заготовке схаха (веток для крыши), сколачивании стен и украшении суки (этим с особенным удовольствием занимаются дети).

 

Читать полностью

Краткий путеводитель по Суккот

Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния, стремления духовно возвысить себя и подняться к Б-жественному, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом – главный смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”.

В дни Суккот (15 – 21 Тишрей, в 2017 году выпадает на 4-13 октября) евреи живут в покрытых ветками временных строениях, называемых сукка, в которых пируют и славят Всевышнего все семь дней праздника.

Идея сукки в том, чтобы, как сказано в Писании, “на всех путях твоих ты познавал Его”, т.е. чтобы любые дела еврея, не только молитва и изучение Торы но даже самые обыденные, были связаны с Всевышним. Ведь даже когда человек спит или ест в сукке, он исполняет Его заповедь, и даже уходя из нее, он связан с этой мицвой…

Читать полностью

А на вас не капает?

Р-н Александр Фейгин

"В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел Я их из Египта".

Сорок лет странствовали праотцы наши по пустыне, шли к неведомой земле, ели небесный "хлеб", пили воду из чудесного странствующего источника и жили под звездами.

Это еще что за ностальгия? Хорошо ли быть бездомным? Чего уж хорошего.

А вот контрвопрос: хорошо ли жить безбедно? Здесь интуитивный ответ "Да!" оказывается отнюдь неоднозначным.

Читать полностью

Почему в ХАБАДе не спят в сукке?

Ликутей Cихот том 29, стр. 211-215


1. В поведении Ребе РАЯЦ по отношению к нахождению в сукке мы видели две противоположные вещи. Что касается еды и питья в сукке, то он устрожал в этом вопросе до крайности — вне сукки он не пил даже воды (и вел себя так даже в Шмини Ацерет). А что касается сна в сукке, то напротив — люди видели, что он спал не в сукке, а дома. И на первый взгляд должно быть наоборот — ведь обязанность спать в сукке более важная, чем обязанность есть и пить в сукке. Ведь можно перекусить что-нибудь и тем более выпить воды вне сукки, но запрещено даже вздремнуть вне сукки.

Читать полностью

Сеудат мафсекет

Перед началом поста делается «сеудат мафсекет» — разделяющая трапеза. Едят круглую халу, окуная в мед, куриное мясо и легкие блюда. В эту трапезу не принято есть рыбу и запрещено пить алкогольные напитки. В ашкеназских общинах принято подавать креплах. После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой). Трапезу необходимо закончить до захода солнца с таким расчетом, чтобы успеть прийти в синагогу до начала Коль Нидрей.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения