Get Adobe Flash player

Недельная глава

Тора состоит из пяти книг, которые делятся на недельные главы. Прочитывая каждую субботу во время молитвы в синагоге по одной главе (на иврите такая глава называется парашат hа-шавуа), евреи в течение года завершают чтение всей Торы с тем, чтобы в новом году начать его снова.

Эсав и Эдом

Арье Ольман

Согласно еврейской теологии, мы – в изгнании. Даже если вас лично никто ниоткуда не выгонял. Еврейский народ, а также Б-жественное присутствие, Шхина, – в изгнании.

Талмуд и мидраши утверждают, что изгнание, в котором находились евреи в римско-византийское время, – это «галут Эдом», эдомское изгнание (так, например, в Бемидбар раба, 7). Это изгнание, которое все длится и длится и конца которому не видно, предвидел еще праотец Яаков, как рассказывает мидраш Танхума к недельной главе Вайеце: «Сказал рабби Шмуэль от имени рабби Нахмана: “И вот ангелы Г-сподни восходят и спускаются” – это ангелы языческих племен и народов. Показал Святой, Благословен Он, праотцу нашему Яакову, как ангел Вавилона поднимается на семьдесят ступеней – и спускается; ангел Мидии – на пятьдесят две ступени, владыка Греции – на сто, а ангел Эдома поднимается неведомо на сколько. В тот час страх объял праотца нашего Яакова и сказал он: “Неужели этот никогда не спустится?” Ответил ему Святой, Благословен Он, словами пророка Ирмеяу: “А ты не бойся, раб Мой Яаков, и не страшись, Израиль!” (30:10) – если бы ты даже увидел, как он поднимается и сидит у Меня – и оттуда Я сброшу его! Как сказано у пророка Овадьи об Эдоме: “Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое – оттуда низрину тебя, слово Г-спода” (1:4)».

Читать полностью

Еврей по матери или по рождению

Мирьям Китросская

Все мы знаем трогательную историю о том, как праотец Яаков встретил Рахель, полюбил ее и решил на ней жениться. Этому библейскому сюжету посвящено немало произведений искусства. Но давайте присмотримся к этой истории пристальнее – может быть, мы отыщем в ней нечто неожиданное!

Сначала вспомним, как было дело. Яаков, бежавший из отчего дома, от собственного брата, полюбил двоюродную сестру Рахель и договорился со своим дядей, ее отцом, Лаваном, что будет служить ему за нее семь лет. Отслужил – «и были они в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней». Настало время свадьбы, и на­утро выяснилось, что Лаван подсунул ему Лею, свою старшую дочь! В ответ на возмущенное восклицание Яакова: «Что ты это мне сделал? Зачем ты обманул меня?!» Лаван ехидно ответил: «В наших местах так не делается, чтобы выдать младшую прежде первородной», прозрачно намекнув на то, что сам Яаков обманом выпросил у отца благословение, предназначавшееся его брату, первенцу Эсаву. Что ж, делать нечего, пришлось Яакову служить еще семь лет, но на этот раз Лаван «благородно» отдал ему Рахель сразу, через неделю после Леи, и Яаков остался ему «должен» еще семь лет, которые честно отработает.

Читать полностью

КАК АВРААМ КОРМИЛ ГОСТЕЙ МОЛОЧНЫМ ВМЕСТЕ С МЯСНЫМ?

Моше-Мордехай Гинзбург

Среди методов изучения и толкования Торы есть такой, который называется пилпул. Это слово однокоренное со словом «пилпел» («перец») и означает острую, «приперченную» дискуссию. Особенность метода – попеременное доказательство правоты различных (иногда диаметрально противоположных, исключающих друг друга) мнений. Однако в процессе настоящего пилпула, не выливающегося в бесплодные схоластические прения, всегда оказывается, что противоположные точки зрения не исключают, а дополняют и обогащают друг друга.

Рассказывается в Торе, что Авраам, принимая пришедших к нему ангелов за обыкновенных путников, постарался принять их как можно лучше и угостить самым вкусным: «И взял масла, и молока, и теленка, которого приготовил, и поставил пред ними» (Брейшис, 18:8). Раши особо отмечает, что «хлеба он не принес». Почему? Потому что Авраам «исполнил всю Тору раньше, чем она была дарована» (Кидушин, 4:14) и в его доме тщательно соблюдали законы ритуальной чистоты, не делая исключений даже для гостей-язычников. С появлением ангелов Сара омолодилась и к ней вернулась способность рожать; выразилось это в том, что внезапно, как раз в тот момент, когда она замешивала тесто для хлеба, у нее начались месячные. В результате тесто оказалось ритуально оскверненным и, согласно правилам дома Авраама, непригодным для угощения путников.

Читать полностью

Ки Теце. Уведомление о разводе

Если возьмет человек жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что нашел он в ней какой-либо ущерб, то пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из дома своего. Дворим, 24:1

И вот ответ, что дало сообщество Израиля пророку, – обезоруживающий ответ, на который нечего возразить:

«Если развелся муж с женой, разве есть у них еще какие-либо претензии к друг другу?» Талмуд, Сангедрин, 105а

Давая санкцию на развод, Тора при этом подчеркивает, сколь пагубно и нежелательно разрушение брака. Согласно Торе поводом к разводу может быть только «ущерб» – то есть неправедность или иное моральное прегрешение. Школа Шамая придерживается мнения, что это – единственная причина для развода. Однако те, кто принадлежит к школе Гилела, допускают и иные причины для развода, оговаривая при том: «Когда муж разводится с первой женой, даже Алтарь [в Храме] проливает об этом слезы» (Гитин, 90а).

Читать полностью

Дочери Цлофхада

Махла, Ноа, Хагла, Малка и Тирца, пять сестер-праведниц, настояли на праве своего рода на наследственное владение в Святой Земле. Благодаря им в еврейском своде законов появился еще один пункт.

В недельной главе Торы "Пинхас" рассказывается не совсем типичная история. Ее героини – пять сестер, дочерей Цлофхада, потомка Менаше, сына Йосефа.

Их отец, Цлофхад, умер еще в пустыне, по дороге из Египта в Землю Обетованную. У него не было сыновей, но его дочери были необыкновенными женщинами. Об этом говорит, в частности, перечисление их имен в Торе – а Тора не перечисляет ничьих имен просто так. Что же такого совершили эти женщины?

Читать полностью

Краткое содержание главы "Бэаалотха"

Первосвященник Аарон получает повеление о зажигании лампад Меноры, и колено Леви посвящается в служение в Святилище.

Для тех, кто был не в состоянии принести пасхальную жертву, так как был ритуально нечист или был в дороге, дается закон о Втором Песахе. Всевышний сообщает Моше указания о том, каков должен быть порядок во время странствий по пустыне при отправлении в путь и при расположении на стоянку. С соблюдением указанного порядка народ Израиля отправляется в путь от горы Синай, где они располагались станом почти год.

Недовольный "небесным хлебом" (манной) народ ропщет и требует от Моше обеспечить их мясом.

Моше назначает 70 старейшин, на которых снисходит пророческий дух, в помощь себе для управления народом.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Эмор"

Ваикра (Левиты) 21:1-24:23

В начале главы "Эмор" излагаются законы, касающиеся коэнов (священников), Коэн-Гадоля (Первосвященника) и храмовой службы. Коэн должен избегать ритуальной нечистоты от контакта с мертвым телом, за исключением случая кончины кого-то из ближайших родственников. Коэн не может жениться на разведенной или на женщине с нечистым прошлым; Коэн-Гадоль может жениться только на девственнице. Коэн с физическим изъяном не может служить в Храме. Увечное животное не может быть принесено в жертву.

Новорожденный теленок, ягненок или козленок должен оставаться с матерью как минимум семь дней, прежде чем его можно приносить в жертву. Запрещено приносить в жертву животное и его детеныша в один и тот же день.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Ахарэй-Кдошим"

После смерти Надава и Авиу Б-г дает предостережение о том, чтобы не входить в Святилище без разрешения. Лишь один человек - Коэн-Гадол - первосвященник мог - лишь раз в году, в Йом-Кипур - входить в Святая Святых, чтобы принести священные воскурения.

Другой церемонией Дня Искупления было бросание жребия, чтобы определить какой из двух одинаковых козлов должен быть принесен в жертву Б-гу, а какой должен быть отослан в пустыню.

Глава "Ахарэй" также содержит запрет совершать жертвоприношения где-либо, кроме как в Храме, запрет употреблять в пищу кровь и воспрещение кровосмешения и других извращенных половых связей.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Тазрия-Мецора"

Главы "Тазриа" и "Мецора" продолжают обсуждение законов ритуальной чистоты и нечистоты.

Женщина после родов должна пройти процесс очищения, который включает окунание в микву (ритуальный водоем) и принесение жертвы в Храм. Каждый младенец мужского пола должен быть обрезан на восьмой день жизни.

Если на коже человека появляется белая или красноватая язва цараат ("проказа" - сверхъестественное заболевание, способное поражать как кожу человека, так и одежду и камни дома), или если на одежде появляется язва темно-красного или зеленого цвета, то должен быть вызван коэн. В силу различных признаков, таких, как увеличение размера пораженного участка после семидневного карантина, коэн выносит вердикт о нечистоте или чистоте.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Шмини"

На восьмой день после "семи дней посвящения" Аарон и его сыновья начинают службу в качестве священников - коаним. Снизошедший от Б-га огонь поглотил приношение, возложенное на жертвенник, и Б-жественное Присутствие наполнило Святилище.

Два старших сына Аарона, Надав и Авиу, приносят на алтарь "чуждый огонь перед Б-гом, который Он приносить не велел", и гибнут. Потрясенный трагедией, Аарон безмолвствует.

Всевышний дает законы кашерной пищи, определяя виды животных разрешенные и запрещенные для употребления в пищу. Из наземных разрешенными являются только жвачные животные с раздвоенными копытами. Для рыб обязательным является наличие чешуи и плавников. Перечисляются виды некошерных птиц и виды кошерных насекомых (четыре вида саранчи).

Читать полностью

Краткое содержание главы "Цав"

Б-г приказывает Моше дать повеления Аарону и его сыновьям в отношении их обязанностей и привилегий в качестве коаним (священников), приносящих корбанот (жертвы) в Святилище.

На жертвеннике должен был постоянно гореть огонь. На нем сжигались жертвы всесожжения, жилы и тук мирных, грехоочистительных и повинных жертв, а также "пригоршня", отделяемая от хлебных даров.

Коаним должны были есть мясо грехоочистительных и повинных жертв, а также оставшуюся часть хлебного дара. Мясо мирной жертвы съедалось человеком, приносившим ее, за исключением некоторых частей, отдававшихся коэну. Мясо этих жертв было священным, и должно было быть съедено человеком в состоянии ритуальной чистоты, в строго определенном месте и в течение строго определенного времени.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения