Get Adobe Flash player

Недельная глава

Тора состоит из пяти книг, которые делятся на недельные главы. Прочитывая каждую субботу во время молитвы в синагоге по одной главе (на иврите такая глава называется парашат hа-шавуа), евреи в течение года завершают чтение всей Торы с тем, чтобы в новом году начать его снова.

Краткое содержание главы "Ки-Тиса"

Евреи получают повеление принести в Святилище полшекеля каждый в подношение, именуемое "искуплением души". Также даются указания об изготовлении медного умывальника, масла помазания и смеси для воскурений. "Мудрые сердцем" искусные ремесленники Бецалель и Агалиав назначены руководить возведением Святилища, и народ в очередной раз получает повеление соблюдать Шаббат.

Не дождавшись возвращения Моше с горы Синай, народ изготовляет Золотого Тельца и поклоняется ему. Всевышний изъявляет желание уничтожить неверный народ, но Моше вступается за евреев.

Моше спускается с горы, неся в руках Скрижали Завета, на которых высечены Десять Заповедей. Увидев людей, танцующих вокруг изготовленного идола, Моше разбивает Скрижали, уничтожает Тельца и распоряжается казнить главных виновников.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Тэцавэ"

Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника "постоянного горения", который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел "от вечера до утра".

Описываются одеяния священников (коэнов), в которые те должны быть одеты во время храмовых служений: 1) ктонет - длинная льняная рубаха; 2) михнасаим - льняные штаны; 3) мицнефет или мигбаат - льняной тюрбан; 4) авнет - длинный пояс.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Трума"

Шмот (Исход) 25:1-27:19

Всевышний велит еврейскому народу принести подношение - пятнадцать видов различных материалов: золото, серебро, медь; синюю, пурпурную и красную шерсть; лен, козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи тахаша, дерево шитим, оливковое масло, пряности, камни ониксовые и самоцветы, - из которых, как повелевает Б-г, они "пусть сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них!"

На вершине горы Синай Моше получает подробные указания о том, как должно быть устроено это "жилище Б-гу", чтобы евреи могли его разбирать, переносить и снова возводить во время странствий по пустыне.

Читать полностью

Не ломать, а освящать

Прочитав в предыдущей главе о Даровании Торы - в весьма торжественной обстановке, в сопровождении раскатов грома и блеска молний - мы теперь хотели бы узнать, что же в ней, в этой Книге, дарованной с Небес? Что же мы видим? Мишпатим - правопорядки - простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления. Казалось бы, ничего нового, возвышенного...

Главы "Итро" и "Мишпатим" выглядят абсолютно противоположными. В главе "Итро" сообщалось о раскрытии Б-жественного, чего-то, существующего вне природы, вне разума - на Небесах. Глава "Мишпатим" повествует о будничных, вполне земных заботах, которые легко постигаются человеческим разумом.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Мишпатим"

После Откровения на Синае Б-г заповедует народу Израиля серию законов. Это включает в себя законы о рабе-еврее; наказания за убийство, похищение, насилие и воровство; законы гражданского права о возмещении ущербов, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство.

Также упомянуты законы, остерегающие против притеснения пришельцев, законы соблюдения сезонных праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм, запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава "Мишпатим" содержит 53 заповеди - 23 предписания и 30 запретов.Б-г дает обещание привести народ Израиля в Святую Землю и запрещает им перенимать языческие обычаи ее нынешних обитателей.

Читать полностью

На чистом египетском

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

В главе Торы "Итро" приведены Десять Речений, прозвучавших с горы Синай. Первое из них: "Я – Г-сподь, Б-г твой…". В оригинале оно начинается со слова "Анохи", которое действительно переводится как местоимение "я", но не со святого языка, а с древнеегипетского! И этот факт не может не удивлять.

Десять Речений обобщают в себе всю Тору, а следовательно, и все ее заповеди. Намек на это содержится в тексте самих этих речений: во всех десяти фразах – 620 букв. Это количество соответствует 613-ти заповедям Торы и еще 7-ми заповедям, установленным мудрецами.

Кроме того, первое из них: "Я – Господь, Б-г твой…" – является обобщением всех повелевающих указаний, а второе: "Да не будет у тебя других божеств…" – квинтэссенция всех запретов Торы. Оба эти изречения, в отличие от восьми остальных, евреи слышали из уст самого Творца. Это значит, что они особенно важны.

Читать полностью

Самая трудная заповедь

Не слишком ли много Творец от нас хочет?

Р-н Йоси Голдман

В главе Торы "Итро" (а также в главе "Ваэтханан") речь идет о великом Синайском Откровении и в том числе, конечно же, о знаменитых Десяти Заповедях.

Какая из Большой Десятки, на ваш взгляд, является наиболее тяжелой для соблюдения? Может быть, первая заповедь, о вере в Б-га? Ведь к нашему поколению вера не приходит так же просто, как в дни наших прадедов. Те, у кого есть больные немолодые родители, к тому же требующие к себе много внимания, скажут, что пятная заповедь "Почитай отца и мать" является наиболее трудной для должного соблюдения. А другие скажут, что четвертая заповедь о соблюдении Шабата ограничивает их образ жизни больше других.

Хотя у каждого здесь есть веские доводы, лично я голосую за последнюю в списке – за заповедь номер 10: "Не возжелай!" Тора говорит: "Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что ближнему твоему принадлежит". Или если по-простому, то не желай заполучить его роскошную квартиру, ослепительную жену, престижную работу, дорогую спортивную машину и все остальное, что у него есть.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Итро"

Шмот (Исход) 18:1-20:23

Итро, тесть Моше, услышав о великих чудесах, которые Всевышний совершил для народа Израиля, приходит из Мидьяна в стан Израильтян вместе с женой Моше и двумя его сыновьями. Итро дает Моше совет установить систему судей и старейшин, чтобы облегчить ему задачу управления народом и судопроизводства.

Сыны Израиля располагаются лагерем у горы Синай. Всевышний сообщает им, что Он избрал их быть Ему "царством священников" и "святым народом", в ответ на что народ провозглашает: "Все, что Б-г сказал, - сделаем!"

В шестой день третьего месяца, через семь недель после Исхода, весь народ Израиля собирается у подножия горы Синай. Б-г "спускается" на вершину горы в звуках грома, сверкании молний, столбах дыма и трубных голосах шофара и велит Моше подняться.

Читать полностью

Шабат "Шира"

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу То­ры Бешалах ("Когда отпустил"), называется Шабат Шира ("Суб­бота Песни"), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Несмотря на то, что глава Бешалах содержит описание мно­гих других важнейших событий (в том числе — выхода из Егип­та, перехода через море посуху, дарования многих законов, исто­рию выпадения мана (манны) и историю колодца, шедшего за евреями по пустыне), мы называем эту субботу Шабат Шира.

Наши мудрецы объясняют это так: все другие части Торы были даны Всевышним Израилю в одностороннем порядке — Всевышний говорил, а Израиль слушал.

Читать полностью

Песнь Мирьям

Основано на беседах Любавического Ребе

"И взяла Мирьям, пророчица,.. тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и свирелями. И отозвалась Мирьям: "Пойте Б-гу""...
Шмот 15:20,21

Мы не поем, когда нам страшно и мы в отчаянии, когда хочется спать или на полный желудок. Мы поем, когда изнываем по любимому, когда тоскуем по лучшим временам, когда мы празднуем наши достижения или ожидаем откровения.

Мы не поем, когда умиротворены. Мы поем, к чему-то стремясь, или когда испытали радость и она возносит нас на небеса.

Песня – это молитва, попытка подняться над повседневными мелочными хлопотами, припасть к Источнику. Песня – это поиск спасения.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Бэшалах"

Шмот (Исход) 13:17-17:16

Позволивший евреям покинуть Египет фараон, опомнившись вскоре, гонится за ними, чтобы силой их вернуть, и евреи обнаруживают себя запертыми между морем и армией фараона. Б-г велит Моше поднять свой посох над морем; воды расступаются, позволяя евреям пройти через море, и затем смыкаются над преследующими их египтянами. Моше и Сыны Израиля поют Всевышнему благодарственную Песнь.

В пустыне народ, страдающий от жажды и голода, несколько раз жалуется Моше и Аарону. Всевышний делает сладкой горькую воду источника в Маре; позже по Его велению Моше, ударив посохом по скале, извлекает из нее воду; Б-г посылает с небес манну каждое утро перед рассветом, а перепела появляются в лагере Израильтян вечером.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения