Get Adobe Flash player

Недельная глава

Тора состоит из пяти книг, которые делятся на недельные главы. Прочитывая каждую субботу во время молитвы в синагоге по одной главе (на иврите такая глава называется парашат hа-шавуа), евреи в течение года завершают чтение всей Торы с тем, чтобы в новом году начать его снова.

Краткое содержание главы "Вайишлах"

После двадцатилетнего пребывания в Харане Яаков возвращается в Святую Землю. Он отправляет ангелов-посланников к Эсаву в надежде на примирение, но те, вернувшись, сообщают Яакову, что его брат настроен воинственно и спешит ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруженных всадников. Яков одновременно готовится к битве, возносит молитву и посылает Эсаву богатый дар, надеясь задобрить его.

В ту ночь Яаков переправляет свою семью через реку Ябок, сам же остается на другом берегу, где встречает ангела-покровителя Эсава, с которым борется до рассвета. Это стоит Яакову хромоты, но он одолевает ангела, который нарекает его именем Исраэль, означающим "Одолевший Б-жественное".

Встреча Яакова и Эсава сопровождается объятиями и поцелуями, но вслед за тем их пути расходятся. Яаков приобретает участок земли около Шхема. Принц этого города, тоже по имени Шхем, захватывает и насилует дочь Яакова Дину. Ее братья Шимон и Леви мстят за это и уничтожают всех мужчин города.

Читать полностью

Две большие разницы

В главе "Вайеце" Тора рассказывает о свадьбе нашего праотца Якова. Как известно, Лаван обманул Якова, подменив ему невесту в день свадьбы. Благодаря этой афере Лаван, сам того не желая, содействовал преумножению еврейского народа и возникновению "двенадцати колен Израиля". Это первая свадьба, описанная в Торе – и именно из этого фрагмента взяты многие еврейские свадебные обычаи и обряды.

Чем руководствовался здесь Лаван, совершенно понятно: "Не принято у нас выдавать замуж младшую раньше старшей", – говорит он, поскольку заинтересован выдать замуж и Лею, и Рохель. Поэтому на вопрос изумлённого Якова: "Что это сделал ты со мной?!" Лаван спокойно отвечает, что ничего, мол, страшного - "заверши неделю с этой", а затем женишься на второй. Видя в происходящем волю Провидения, Яков соглашается.

Читать полностью

Ваейце

Глава рассказывает о четырех женах Яакова. Согласно комментарию Раши, все они были дочерьми Лавана. Этот факт противоречит традиционному мнению, что Яаков, как Авраам и Ицхак, знал и соблюдал все заповеди Торы (хотя праотцы жили задолго до дарования ее на Синае, они знали Закон благодаря пророческому дару и соблюдали его по личному побуждению). Ведь, как известно, женитьба на сестрах Торой запрещена. Поначалу кажется, что Раши не предполагает никакого объяснения по данному вопросу. Так ли это? И разрешимо ли видимое противоречие? Оказывается, разрешимо, а из самой этой истории проистекает важная мораль.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Вайеце"

Яаков покидает отчий дом в Бээр-Шеве и отправляется в Харан. В пути он останавливается на ночлег в неком "месте", где ему снится лестница, соединяющая небо и землю, по которой поднимаются и спускаются ангелы. Во сне Б-г является ему и обещает, что земля, на которой он лежит, будет отдана его потомкам. На утро Яаков воздвигает камень, служивший ему изголовьем, как жертвенник и монумент, и обещает, что сделает его домом Б-жьим.

В Харане Яаков останавливается у своего дяди Лавана, на которого работает пастухом. Лаван соглашается отдать свою дочь Рахель в жены Яакову за семь лет работы. Однако по истечении этого срока в брачную ночь вместо Рахели Лаван отправляет к Яакову свою старшую дочь Лею и подлог обнаруживается лишь наутро. Спустя неделю Яаков женится и на Рахели, согласившись отработать на Лавана еще семь лет.

Читать полностью

Почему вокруг Ицхака такая концентрация смеха?

Рав Берл Набутовский


Хазаль (то есть мудрецы Мишны и Талмуда) объясняют, что имя «Ицхак» — это своего рода гематрия. Буква йуд — это десять испытаний Авраама. Буква цадик — это возраст Сары на момент рождения Ицхака — 90 лет. Буква хес — это возраст, в котором Ицхаку сделали обрезание, 8 дней. Буква куф — это возраст Авраама на момент рождения Ицхака, 100 лет.

Рав Шимшон-Рефаэль Гирш объясняет, как именно имя «Ицхак» связано со смехом. Привожу его объяснение с некоторыми сокращениями. Корень Ц-Х-К не означает радость. Корни С-Х-К и Ц-Х-К обозначают ироничный, саркастический смех. Если смех обозначается словом цхок, это значит, что смеющийся осуждает или не понимает то, над чем смеётся. Авраам и Сара смеялись вовсе не от радости, когда им сообщили, что у них должен родиться сын. Если бы Сара смеялась от радости, зачем бы ей пришлось отрицать, что она смеялась? И почему Всевышний должен был укорять её за этот смех?

Читать полностью

Великан и младенец

Глава "Толдот" открывается словами: "Вот порождения Ицхака, сына Авраама". Наши мудрецы объясняют, что слово "порождение" имеет два значения: первое - дети, потомки, второе - добрые дела человека. Как сказано в Мидраше, "главные порождения праведника - добрые дела". Сообщая, что Ицхак был сыном Авраама, Тора указывает нам на это как на заслугу, благодаря которой Ицхак смог оставить после себя потомков и добрые дела. Таким образом, опосредованно и они являются заслугой нашего праотца Авраама.

Какое же воспитание дал Авраам своему сыну Ицхаку? Прежде всего приходит на ум то, что именно Ицхак был первым ребенком, обрезанным восьми дней от роду, и первым, кому справили наступление совершеннолетия по достижении возраста тринадцати лет, когда мальчик становится взрослым евреем и уже несет ответственность за исполнение заповедей. Мудрецы говорят, что намек на эти два события содержится в следующем предложении Торы: "И устроил Авраам большой пир в день отнятия Ицхака [от груди]". ("Отнятие от груди" в Торе передано одним словом игамел, первые две буквы которого составляют гиматрию 8, а последние две означают слово "обрезание". По одному из комментариев, слово игамел следует понимать как "отнятие" от дурного начала и наделение добрым началом.)

Читать полностью

Чудеса - дело житейское

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

Фраза, с которой начинается глава Торы "Толдот", вызывает большое недоумение у комментаторов. Написано в Торе: "И вот родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака". Действительно, возникает вопрос: после того, что уже сказано, что Ицхак - сын Авраама, для чего Тора добавляет: "Авраам родил Ицхака"?

Раши приводит объяснение этому из Мидраша и Талмуда. Дело в том, что насмешники того поколения говорили, что Сара забеременела от Авимелеха, ведь она жила с Авраамом много лет и не беременела! Как поступил Всевышний? Творец сделал так, что лицо Ицхака было точной копией Авраама. И всем стало очевидно, что Авраам родил Ицхака. И об этом сообщает нам Тора, когда говорит, что Ицхак - сын Авраама, поскольку было явное свидетельство, что "Авраам родил Ицхака".

Согласно этому комментарию, данная фраза Торы дает нам абсолютное доказательство того, что Ицхак был сыном Авраама. Их лица были на удивление похожи. Настолько, что всякий видевший их понимал: "Авраам родил Ицхака".

Читать полностью

Краткое содержание главы "Толдот"

Ицхак женится на Ривке и после двадцати лет бездетной жизни их молитвы наконец находят отклик. Однако, забеременев, Ривка испытывает мучения, поскольку "дети толкаются в ее чреве". Б-г сообщает ей, что она носит в себе "два народа", которые будут бороться между собой.

Первым на свет появляется Эсав. Вслед за ним, держась за пятку Эсава, рождается Яаков. Первый вырастает "искусным охотником, человеком поля", Яков же становится "человеком цельным", сидящим в шатрах учения. Эсав становится любимым сыном Ицхака, Ривка любит Яакова. В один прекрасный день утомленный охотой и изголодавшийся Эсав продает свое первородство (статус первенца) Яакову за горшок красной чечевичной похлебки.

Ицхак поселяется в Граре, в стране филистимлян, где он обрабатывает землю, а также откапывает засыпанные филистимлянами колодцы, выкопанные его отцом Авраамом. Он также выкапывает несколько новых колодцев: из-за первых двух он конфликтует с филистимлянами, с третьим все обходится спокойно.

Читать полностью

Что представляла из себя «Меарат а-Махпела» (Пещера Праотцов)?

Источник: «Ликутей Сихот» том 5, стр. 106-112

1. «Меарат а-Махпела»

Комментируя слова Торы [когда Авраам говорит:] «Чтобы он дал мне пещеру Махпела…»1 РАШИ цитирует слово «Махпела» и объясняет: «Дом с ярусом над ним»2. На первый взгляд кажется, что имеется в виду то, что пещера называется «Махпела», так как она была двойная: то есть она состояла из двух пещер — расположенных одна над другой.

Но если так, то непонятно следующее:

Читать полностью

Хаей Сара

Из трудов Любавического Ребе; адаптировано равом Джонатаном Саксом

Хотя глава называется "Жизнь Сары", она на самом деле начинается с упоминания о ее смерти и со слов: "И было жизни Сары 100 лет и 20 лет и 7 лет – это годы жизни Сары". Избыточность и повторяемость слов в этом предложении истолковывается в Мидраше, где мудрецы дали этому три объяснения, утверждающие, что Тора здесь восхваляет Сару за ее совершенство. Ребе, анализируя этиобъяснения, показывает, как каждое из них выделяет особый аспект этого совершенства, и как вообще праведность возвышает человека над превратностями быстротекущего времени.

Первый Мидраш

"И было жизни Сары 100 лет и 20 лет и 7 лет – это годы жизни Сары"1 – на эту фразу Мидраш дает следующий комментарий: "“Б-г знает дни праведных и их наследие пребудет вовек”2, то есть так же, как они праведны, так и их годы праведны. В 20 она (Сара) была красива, как в 7, а в 100 так же свободна от греха, как в 20". (Согласно другой интерпретации: она была прекрасна в 100 лет, как в 20, и в 20 лет безгрешна, как в 7).

Читать полностью

Маамар «Хаей Сара» 5748 г.

Источник: «Сефер а-Маамарим» том 2, стр. 143-154
С Божьей помощью. Канун пятого дня главы «Хаей Сара», 20 Мар-Хешвана — день рождения Ребе РАШАБа. 5741 год.

«И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет, — годы жизни Сары»1. И обращает наше внимание Ребе РАШАБ, именинник, в «маамаре», начинающемся этими словами, за 5679 год2, на следующий вопрос: почему сказано «годы жизни Сары», ведь уже сказано до этого «и была жизнь Сары» [и ведь также упомянуты цифры] и почему Тора повторяет еще раз эти слова — «годы жизни Сары»?

Также нужно понять (как подчеркивается в книге «Зоар»3), почему именно про Сару говорится «годы жизни» [и ведь вся глава («Хаей Сара») названа этим именем, отчего следует4, что это содержание всей главы] и не сказано так об остальных праматерях5?

И приводит он изречение из «Зоар»: «пришла Хава в мир и прилепилась к Змею7… пришел Ноах8 в мир — что написано о нем9 — „и выпил он от вина и опьянел…“, пришла Сара в мир — опустилась и поднялась [но не прилепилась к нему10], как сказано11: „и поднялся Аврам из Египта с женой и детьми и так она удостоилась высшей жизни“». И заканчивает (там в «Зоар»), что «из-за этого дала им жизнь».

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения