Get Adobe Flash player

Недельная глава

Тора состоит из пяти книг, которые делятся на недельные главы. Прочитывая каждую субботу во время молитвы в синагоге по одной главе (на иврите такая глава называется парашат hа-шавуа), евреи в течение года завершают чтение всей Торы с тем, чтобы в новом году начать его снова.

Тайна имени Сары

Рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе)

Сказал Всевышний Аврааму: “Сарай, жена твоя, – не называй ее больше Сарай, ибо именем ее будет Сара”1. Имя Сары было изменено для того, чтобы она смогла родить. Наши мудрецы говорят об этом: “Сарай не родит, но Сара родит”2. И следует понять, как это может быть, ведь уровень буквы Йуд выше, чем уровень буквы Эй, поскольку Йуд представляет собой атрибут Хохма, а Эй – Бина3. И известно, что феномен рождения коренится в атрибуте Хохма, представляющем собой категорию "ничто", как сказано "мудрость исходит из ничего"4. С другой стороны, Бина представляет собой категорию "йеш" – "нечто". Так как же так получается, что духовный источник способности Сары рожать – буква Йуд – был забран у нее, и вместо него она получила всего лишь потенциал буквы Эй5?

Читать полностью

Тело и душа

В главе Торы "Лех-Леха" Всевышний говорит Аврааму: "Сарай, жену твою, не называй ее именем Сарай, но Сара будет имя ее". В случае с Авраамом все понятно: его имя было изменено вследствие выполненной заповеди – "брит мила" (обрезания). Но замена имени его жены произошла, на первый взгляд, без видимых причин. Чем же можно объяснить, что на восемьдесят девятом году жизни Саре понадобилось сменить имя?

В книге Зогар есть интересный комментарий по этому поводу. Там, где в Торе упомянута Сара, есть каббалистический намек на тело человека. Ведь тело является комбинацией четырех "элементов", соответстующих четырем состояниям материи: Афар (прах), Маим (вода), Руах (ветер) и Эйш (огонь). А смена имени Сары произошла в городе Хеврон, он же Кирьят-Арба: Хеврон – от слова "хибур" ("соединять"), а Кирьят-Арба – "город четырех" (элементов). Авраам же, по мнению этой книги, это намек на душу человека. В продолжении этого комментария делается вывод об идеальных отношениях между душой и телом.

Однако этот комментарий нуждается в пояснении. В этой же главе сказал Всевышний Аврааму: "Слушайся всего, что скажет тебе Сара". Это выглядит, как приказ, чтобы душа слушалась тела. Но разве таково идеальное положение вещей?

Читать полностью

Краткое содержание главы "Лех-Леха" Брейшит (Бытие), 12:1-17:27

Б-г повелевает Авраму: "Иди из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего - в землю, которую Я тебе покажу!" Именно там, говорит Всевышний, он сделается великим народом. Аврам и его жена Сарай вместе с его племянником Лотом отправляются в землю Кнаан, где Аврам возводит жертвенник Всевышнему и продолжает распространять среди людей знание о Едином Б-ге.

Разразившийся голод вынуждает Аврама отправиться в Египет, где он и Сарай называют себя братом и сестрой, благодаря чему Аврам избегает гибели, но прекрасную Сарай забирают во дворец фараона. Кара, ниспосланная Свыше, не позволяет ему притронуться к Сарай и вынуждает его возвратить ее Авраму и в качестве компенсации одарить его золотом, серебром и стадами скота.

По возвращении в землю Кнаан Лот отделяется от Аврама и поселяется в развращенном городе Содом. Там он оказывается в плену, когда войска месопотамского царя Кедарлаомера и его трех союзников завоевывают пять городов-государств долины Содома. Аврам с небольшой группой соратников отправляется в погоню, чтобы вызволить своего племянника, разбивает четырех царей и получает вслед за тем благословение от Малки-Цедека, царя Шалема (Иерусалима).

Читать полностью

Ноах ("Маайян хай", т.11)

О стихе «На шестисотом году жизни Ноаха… открылись все источники глубоко под землей, и трубы небесные разверзлись» сказано в книге «Зоар»:

«В шестисотый год шестого тысячелетия со дня сотворения мира откроются врата мудрости наверху и источники мудрости внизу, и мир будет исправлен так, что сможет войти в седьмое тысячелетие».

Врата мудрости наверху – это мудрость Торы, а источники мудрости внизу – это житейская мудрость. Раскрытие и развитие мудрости, как мудрости Торы, так и житейской мудрости – это и есть сущность подготовки к приходу Машиаха.

Читать полностью

Ноев Завет в толковании Каббалы Мистическое объяснение феномена радуги

р-н Дов-Бер Хаскелевич

После Всемирного потопа Всевышний установил Союз с Ноем и его сыновьями: "Радугу Мою помещаю Я в облако, и она будет знаком Союза между Мною и между Землею. И будет, когда наведу облако над землею, появится радуга в облаке. И вспомню Я Союз Мой, который между Мною и между вами, и между всяким живым существом во всякой плоти, и вода не сделается более потопом, чтобы губить всякую плоть".

Радуга была избрана символом Союза между Б-гом и людьми, знаком Б-жественной Милости, который напоминал бы человеку о его долге перед Создателем.

Но почему именно радуга?

Читать полностью

Краткое содержание главы "Ноах"

Брейшит (Бытие), 6:9-11:32

Всевышний велит Ноаху, единственному праведному человеку на земле, построить гигантский ковчег, поскольку всемирный потоп сотрет всякую жизнь с поверхности земли. Ковчег же должен стать убежищем для Ноаха и его семьи, а также для животных - по паре от каждого вида.

На протяжении сорока дней и ночей льет дождь, и затем вода прибывает еще на протяжении ста пятидесяти дней, пока не успокаивается и не начинает спадать. Из окна ковчега, севшего на горе Арарат, Ноах выпускает сначала ворона, а затем несколько раз голубя, чтобы "увидеть, ушла ли вода с поверхности земли". Когда почва полностью высыхает - спустя 365 дней после начала Потопа - Б-г повелевает Ноаху и его семье выйти из ковчега и вновь заселить землю.

Ноах возводит жертвенник и приносит жертву Всевышнему. Б-г клянется больше не уничтожать все человечество за их поступки и устанавливает радугу знаком нового союза с человечеством. Ноах получает Свыше заповеди, среди которых запрет убийства и запрет есть мясо или кровь еще живого животного, хотя в принципе мясо животных после Потопа разрешается людям для употребления в пищу.

Читать полностью

Завершение работы перед субботой

Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 5, стр. 24-35


Сказано в Торе («Берейшит» 2:2): «И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал…» Объясняет РАШИ, что человек может ошибиться с определением времени наступления субботы, поэтому он обязан прибавить от будней к святому (т.е. ко дню субботнему). Другими же словами это можно объяснить так: человек должен завершить свои дела еще до наступления субботы, чтобы по ошибке не сделать запрещенной работы в то время, когда суббота уже наступила.

Но Всевышний, управляющий временем, не может ошибиться. Он знает с точностью, когда наступает суббота. Поэтому Всевышний не должен прибавлять от будней к святому. Всевышний продолжал свою работу буквально до последнего мгновения перед наступлением субботы. Может показаться, будто Он завершил свой труд именно в этот день. Как сказано в Торе: «завершил Б-г на седьмой день» — отсюда впечатление, что Он закончил работу в субботу.

Читать полностью

Шесть дней Творения

День 1: Создание Неба, Земли и света. Разделение между светом и тьмой

«В начале сотворения Б-гом неба и земли. Земля же была — смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дуновение Божье витает над водами. И сказал Б-г: „Да будет свет!“ И был свет. И увидел Б-г свет, что хорош, и отделил Б-г свет от тьмы. И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал Он ночью. И был вечер и было утро: день один».

Читать полностью

Работа человека заключается в том, чтобы исправить мир

Даниэль Булочник


Целью создания человека является желание Творца иметь компаньона, помощника в ежемгновенном созидание мира. Присутствие Б-га в мире не ощутимо — слово «мир» (на иврите «ОЛАМ») происходит от слова «сокрытие» («ЭЙЛЕМ»), мир духовно» пуст» («ХАЛАЛЬ»), а это слово связано со словом будничное (не святое) («ХОЛЬ»), а это слово в свою очередь связано со словом «болен» («ХОЛЕ»). Наконец, все это связано с миссией человека на земле — делать мир лучше, делать его святым, т.е. пригодным для раскрытия в нем Творца. Мир, который на первый взгляд кажется чем-то завершенным и совершенным на самом деле нуждается в исправлении.

Приведу маленькую историю из Талмуда: однажды римский наместник в Израиле — Руфус Бутрус вызвал к себе во дворец самого уважаемого им еврейского мудреца — рабби Акиву — и задал ему с издевкой такой вопрос: «Скажи, что прекрасней — творения Создателя или творения рук человеческих?»

Рабби Акива сказал, что ответ он даст завтра. На следующий день он пришел во дворец с двумя небольшими мешкам, в одном были свежие благоухающие булочки, а во втором колосья пшеницы. «Ну Бутрус, чем тебя угостить, тем что сделано человеком или Б-гом?» — спросил он.

Читать полностью

Мужчина. Версия 2.0

Р-н Цви Фриман


Женщина 1.0 была суровой и придирчивой версией, совсем не удобной для пользователя. Единственный намек на нее содержится в книге Брейшит (Бытие) в загадочной двойственной метафоре Адама: "На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей". "Кость от кости" звали Лилит, и характер ее был несгибаем, как кость. Эту версию Адам довольно быстро забраковал.

"Плоть от плоти моей" относится к Женщине версии 2.0, также известной под именем Хава (как-то превратившимся в Еву). Она была более легка на подъем, не так критично настроена и намного более отзывчива - как плоть по сравнению с костями. Новая версия была вполне пригодна для длительных отношений (в связи с версией 2.0 нельзя говорить об "удобстве пользователя", речь тут идет, скорее об интерактивном взаимодействии двух клиентов, как будет объяснено далее).

Читать полностью

Краткое содержание главы Брейшис

Брейшит (Бытие), 1:1 - 6:8

В начале первой главы Торы рассказывается о творении Б-гом вселенной в течение шести дней. В первый день Он сотворяет свет и тьму. Во второй день Он он создает небесный свод, отделяющий "верхние воды" от "нижних вод". На третий день суша поднимается над водами, и земля по велению Свыше производит травяную зелень и деревья. В четвертый день Творец устанавливает расположение солнца, луны и звезд и наделяет их функцией служить ориентирами для отсчета времени и светилами. В пятый день Он сотворяет птиц и рыб. В шестой день - наземных животных и Человека. В седьмой день Б-г прекращает работы творения и освящает его как день покоя.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения