Get Adobe Flash player

Недельная глава

Тора состоит из пяти книг, которые делятся на недельные главы. Прочитывая каждую субботу во время молитвы в синагоге по одной главе (на иврите такая глава называется парашат hа-шавуа), евреи в течение года завершают чтение всей Торы с тем, чтобы в новом году начать его снова.

Краткое содержание главы "Вайэлех"

Глава "Вайэлех" ("И пошел...") описывает события последнего дня земной жизни Моше. "Сто двадцать лет мне сегодня", - говорит он народу - "и я не могу больше выходить и входить..." Моше делает Йеошуа своим преемником, записывает (или завершает записывать) всю Тору на свитке, который вручает левитам для сохранения в ковчеге Завета.

Дается заповедь всеобщего собрания: каждые семь лет, в праздник Суккот первого года цикла шмиты весь еврейский народ: мужчины, женщины и дети - должны были собираться в Иерусалимском Храме, где царь должен был читать для них Тору.

Глава завершается предсказанием о том, что народ Израиля нарушит завет Всевышнего, из-за чего Б-г скроет лик Свой от них, но что окончательно их потомками Тора не будет забыта никогда.


по материалам ghttp://www.ru.chabad.org

Краткое содержание главы "Ницавим"

Глава "Ницавим" включает в себя некоторые из наиболее фундаментальных принципов иудаизма.

Единство народа Израиля: "Вы все стоите сегодня пред Всевышним - главы колен ваших, старейшины и надсмотрщики, каждый еврей; дети, жены и пришелец, который в стане твоем; от дровосека до водоноса".

Грядущее Избавление: Моше предупреждает об Изгнании и об опустошении Страны, которое последует в результате того, что народ Израиля оставит законы Всевышнего. Но затем он пророчествует о том, что в конечном итоге "обратишься ты ко Всевышнему, и возвратит Всевышний изгнанников твоих, и снова соберет тебя из всех народов. Даже если будут изгнанники твои на краю неба – и оттуда соберет, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя в страну, которой овладели отцы твои".

Читать полностью

Всеобъемлющая радость

Еврей должен всегда пребывать в радости. Одно из поучений, которое Баал-Шем-Тов произнес однажды в день своего рождения, 18 Элула, гласит: "Евреи должны радоваться тому, что они удостоились быть рабами Б-жьими". Есть также в Писании прямое указание: "Служите Всевышнему с радостью". А поскольку в служении Творцу заключается вся сущность еврея, он постоянно должен чувствовать радость. И в главе "Ки-Таво"также говорится о необходимости того, чтобы человек "служил Б-гу с радостью и с добрым сердцем".

При том, что все заповеди следует исполнять с радостью, в отношении некоторых из них Тора особенно подчеркивает необходимость этого. Таковой является заповедь принесения первых плодов урожая в Храм, о которой Тора повествует в самом начале главы "Ки-Таво". Описывая порядок исполнения закона, Тора повелевает: "И радуйся всему добру, которое дал тебе Б-г, Вс-сильный твой...".

Читать полностью

Краткое содержание главы "Ки-Таво"

Моше повелевает сынам Израиля, что когда придут в землю, которую Б-г дает им в удел, и овладеют ее и расселятся в ней, чтобы они принесли первые плоды своих садов в Храм и выразили благодарность Всевышнему за все, что Он им сделал.

Глава также включает законы десятин, отдаваемых левитам и беднякам, а также подробное описание того, как благословения и проклятия должны быть провозглашены на горе Гризим и на горе Эйваль, как об этом уже упоминалось в главе "Рээ". Моше напоминает евреям, что они - народ, избранный Б-гом, и что они, в свою очередь, так же избрали Всевышнего.

Читать полностью

Две стороны истории пленницы

Меир Брук

Глава «Ки теце» — «Если выйдешь» — начинается с истории, которая характеризует человека, вышедшего из своего привычного окружения на простор «большого мира», полного как привлекательных, так и опасных вещей. На примере этого сюжета Торы мы увидим много важных идей. Во-первых, мы увидим, как одна и та же история может быть развернута в несколько разных идейных процессов («высших» и «низших»). Во-вторых, мы увидим, насколько идеи Торы могут быть актуальными в нашем современном мире.

Напомним кратко буквальную суть первого сюжета главы «Ки теце». Сказано в Торе, что когда человек выйдет на войну, то он может оказаться в весьма специфичной ситуации. В древности войны были жестокими. Бывало, что победители, захватывая город, убивали всех жителей. Но среди горожан был «контингент», обладавший особым «оружием», нейтрализующим пыл нападавших. Речь идет о красивых девушках. Они могли очаровать нападавшего воина, искусить его и даже более того — воин мог решить взять эту красивую девушку в жены, тем более что в древности было допустимо многоженство. На буквальном уровне Тора описывает вполне реальную историческую ситуацию древних времен. Тора предупреждает об опасностях этого сценария и объясняет человеку, как не попасть в ловушку.

Читать полностью

Помни, что сделал тебе Амалек

Р-н Шмуэль Соминский

Среди шестисот тринадцати еврейских заповедей, о которых говорит Тора, существуют так называемые "шиша зхирот" - шесть вещей, о которых еврей обязан вспоминать ежедневно. В частности, обязательно ежедневное воспоминание о том, что сделал еврейскому народу Амалек.

Амалек, народ, происходящий от брата Якова - Эйсава, начиная с выхода евреев из Египта постоянно противостоит еврейскому народу.

В момент чудесного выхода евреев из Египта все народы осознали, какая сила стоит за еврейский народ, воочию увидели, что, стремясь к получению Торы, народ этот действует не "силой своей и силой рук своих", а силой Всевышнего. Наиболее могущественное государство того времени - Египет - превратилось в руины в результате казней, обрушенных на него Б-гом. Государство, границу которого, по словам Торы, не мог пересечь ни один раб, покинул целый народ, насчитывавший шестьсот тысяч лишь взрослых мужчин, не считая женщин и детей. Неудивительно, что против евреев не решались выступать даже самые сильные народы того времени.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Ки-Теце"

Из 613 заповедей Торы 74 содержатся в главе "Ки-Теце". Они включают в себя "закон о красивой пленнице", закон о наследственных правах первенца, законы о "восставшем сыне", о погребении и об уважении к телу усопшего, о возвращении пропажи, запрет забирать птенцов из гнезда в присутствии их матери, заповедь возведении ограды вокруг крыши дома и запрет различных форм килаим (смешения растительных и животных видов).

Описываются судебные процедуры и наказания за прелюбодеяние, изнасилование или соблазнение незамужней девушки и за ложное обвинение мужем своей жены в супружеской неверности. Определенным категориям из еврейского народа запрещено сочетаться браком с евреями по крови: мамзерам (рожденным от запрещенной связи), мужчинам-прозелитам из народов Моава и Аммона и их потомкам мужского пола, прозелитам из народов Эдома и Египта и их детям (лишь до второго поколения).

Читать полностью

Cвязь с источником жизни

Слова из главы "Шофтим" "Человек - дерево полевое" часто приводятся в еврейских книгах. Благодаря тому, что Тора сравнивает человека с деревом, Новый год деревьев - Ту-Бишват - мы отмечаем как праздник (в отличие, скажем, от Нового года животных.

Какова же связь между человеком и деревом? Ведь человек - венец Творения, а дерево, относящееся к царству растений, находится на низком уровне создания, даже ниже животного мира. Какое же сущностное свойство дерева делает именно его достойным уподобления человеку?

Уникальным свойством растения является его привязанность к источнику своего существования, к земле. Люди и животные тоже получают пропитание от земли (и даже были сотворены из нее), однако им не нужно быть напрямую связанными со своим корнем, со стихией, их породившей. Растение же должно быть постоянно соединено с землей, и будучи вырвано из почвы, оно гибнет.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Шофтим"

Моше заповедует народу Израиля назначить судей и судебных исполнителей во всех городах. "К справедливости, к справедливости стремись!" - повелевает он им, предостерегая против взяточничества и лицеприятия. Все правонарушения должны быть тщательно расследованы, а показания свидетелей скрупулезно исследованы. Как минимум два свидетеля необходимо для обвинения и приговора.

В каждом поколении, говорит Моше, будут учители, чьей обязанностью будет истолкование и разъяснение Закона - "По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево".

Читать полностью

Краткое содержание главы "Эйкев"

Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.

Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. "Вы бунтовали против Б-га, - говорит он, - с того дня, что я вас знаю". Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.

Читать полностью

Краткое содержание главы "Ваэтханан"

Моше рассказывает народу Израиля, как он умолял Всевышнего позволить ему войти в Святую Землю, но Б-г ему отказал, велев вместо этого взойти на гору и взглянуть на Землю Израиля.

Продолжая "повторение Торы", Моше говорит об исходе из Египта и о Даровании Тору, обозначая их как беспрецедентные события в человеческой истории: "Случалось ли когда-нибудь нечто, как это великое дело, или слыхано ли подобное ему? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из среды огня, ... и остался в живых? Тебе было явлено, чтобы ты знал, что Г-сподь есть Б-г, нет другого, кроме Него!"

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения