Get Adobe Flash player

Мужчина и женщина

Кто должен руководить домом

Во время праздника Шавуот 5716 (1956) г. Любавический Ребе שליט"א рассказал о задаче еврейских женщин в руководстве домом.

Когда описывается дарование Торы, первыми упоминаются «Дом Яакова» — это женщины, и только потом «Сыны Израиля» — мужчины. Влияние на мужчин зависит от женщин, потому что еврейская женщина — хранительница домашнего очага, основа дома.

Еврейские женщины и девушки должны понимать, что от них зависит руководство домом, и их задача — влиять на мужа. Несмотря на то, что у жены есть заповедь уважать мужа, у нее всегда есть возможность лаской и миром достигнуть всего, что она хочет.

Читать полностью

В поисках радости

Раввин Давид Клейман

Легка ли жизнь в браке.

Люди часто мечтают о том, какой чудесной станет их жизнь, когда они обзаведутся семьей. К сожалению, в большинстве случаев подобные представления о семье чрезвычайно недолговечны. Суровая реальность очень быстро дает о себе знать - подчас уже через сутки после свадебного торжества. Хорошо, если обе стороны понимают, что жизнь в браке требует немалых усилий. Но ведь бывает и так, что в голову новобрачной (или новобрачного) приходят совсем невеселые мысли: "И во что же это меня угораздило ввязаться?!"

Читать полностью

Чему следует учить еврейских девочек

Марина Карпова

Перечисляя заповеди, возложенные на еврея, Рамбам писал: «11-я­­­­ заповедь – повеление изучать Тору и обучать ей других. И об этом Его речение: “И повторяй их [слова Торы] своим сыновьям...” (Дварим, 6:7). И это повеление повторено в Торе несколько раз: “Слушай, Израиль, уставы и законы, которые Я произношу перед вами сегодня, и изучайте их...” (Дварим, 5:1); “Собери народ... чтобы слушали они и чтобы учились...” (Дварим, 31:12) и др. И во многих местах Талмуда подчеркнуто особое значение этой заповеди, чтобы подстегнуть людей к ее выполнению» («Книга заповедей», «Повелевающие заповеди», 11).

В стихе Торы, на который ссылается Рамбам, сказано, что обучать Торе следует «сыновей», то есть мальчиков. Чтобы исполнить эту заповедь, еврей обязан либо обучать своего сына Торе сам, либо найти того, кто будет это делать вместо него. Понятно, почему второй путь показался многим предпочтительным – ведь далеко не у всех есть необходимые время, силы и знания. Поэтому уже в античные времена возникла система «всеобщего образования», благодаря которой каждый еврейский мальчик мог получить хотя бы базисные знания.

Однако в том, что касается обучения Торе женщин, все обстояло несколько иначе. Согласно Талмуду, женщина, в отличие от мужчины, не обязана ни изучать Тору, ни обучать ей своих детей: «Отец обязан учить сыновей Торе... Откуда мы знаем, что мать не обязана делать это? Поскольку лишь тот, кто сам обязан учить Тору, обязан обучать Торе. А откуда мы знаем, что она не обязана учить Тору? Поскольку учить Тору обязан лишь тот, кого обязаны учить Торе другие. А откуда мы знаем, что другие не обязаны учить ее Торе? Ибо сказано: “И учите им ваших сыновей...” (Дварим, 11:19) – сыновей, но не дочерей» (Вавилонский Талмуд, Кидушин, 29б ).

Читать полностью

Женщина и время

Наша Тора предписывает 613 заповедей, разделяющихся на две главные части: заповеди, повелевающие - "делай", и заповеди, запрещающие - "не делай".

В основном, женщины, как и мужчины, обязаны выполнять заповеди, но еврейский закон не возлагает на женщину те же обязанности, что на мужчину. В то время, как мужчина обязан возложить на себя бремя 613-ти заповедей Торы, а также законов, установленных нашими мудрецами,  женщина освобождена от многих из них. При том, что всякая запрещающая заповедь - "не делай" - обязывает как мужчину, так и женщину в равной мере, в отношении заповедей повелевающих - "делай", "совершай" - есть различие между теми, исполнение которых связано с определенным временем и теми, которые от времени не зависят.

Читать полностью

Три еврейские матери

ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАШИХ ДНЕЙ
Ребе Шлита обращает особое внимание на то, как жизненно важно приводить в мир еврейских детей, и осуждает получившее распространение в наши дни «планирование семьи». Во время фарбрейнген 6 Тишрея 5741 года, в годовщину ухода его достопочтенной матери ребецн Ханы Шнеерсон, он говорил о величии дел женщины-матери. Ребе считает рождение и еврейское воспитание детей в семье подготовкой к приходу Мошиаха.

«Саре, Рахели и Хане – всем им были дарованы дети в Рош Ашана», – читаем мы в Талмуде. Главное, в чем сходны эти три женщины, – это горячее желание и решимость привести в мир еврейского ребенка. В своей всепоглощающей жажде стать матерями они готовы прибегнуть к любым дозволенным Торой способам. Их пример учит нас тому, что дело еврейских женщин – приводить в мир детей и гарантировать еврейское воспитание каждого. Раннее воспитание ребенка находится в большей степени в руках матери, чем отца.

Авраам, муж Сары, в своей великой доброте удовлетворился бы дарованным ему Б-гом в Старости сыном Ишмаэлем, которого родила ему служанка Сары. Но Сира не приняла бы ничего меньшего, чем родить и вырастить собственного ребенка. Дав жизнь сыну Ицхаку, она посвятила себя его абсолютно еврейскому воспитанию.

Читать полностью

Другие статьи...

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения