Меир Левинов

Почему был избран Авраам? Причину благосклонности Всевышнего к Ноаху Тора раскрывает так: «Ноах человек праведный, непорочный был в своих поколениях; с Б-гом ходил Ноах» (Берешит, 6:9). Про Авраама же, по крайней мере в начале рассказа о нем, не говорится ничего.

Из мидрашей (Танхума, Берешит, 31) явствует, что Ноах был великим ученым-практиком, изобретателем, который облегчил жизнь потомков Адама. Согласно преданию, именно он изобрел ряд сельскохозяйственных орудий: плуг, серп, топор. Ему принадлежит также заслуга окультуривания винограда и создания виноделия. Вся эта деятельность расценивается как воплощение пророчества при рождении Ноаха: «Этот утешит нас <…> от проклятия, которым проклята земля» (Берешит, 5:29). Мидраш предвосхищает мысль Фрэнсиса Бэкона о том, что научные открытия и достижения облегчат жизнь человека и снимут проклятие с земли.

Рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе)

Сказал Всевышний Аврааму: “Сарай, жена твоя, – не называй ее больше Сарай, ибо именем ее будет Сара”1. Имя Сары было изменено для того, чтобы она смогла родить. Наши мудрецы говорят об этом: “Сарай не родит, но Сара родит”2. И следует понять, как это может быть, ведь уровень буквы Йуд выше, чем уровень буквы Эй, поскольку Йуд представляет собой атрибут Хохма, а Эй – Бина3. И известно, что феномен рождения коренится в атрибуте Хохма, представляющем собой категорию "ничто", как сказано "мудрость исходит из ничего"4. С другой стороны, Бина представляет собой категорию "йеш" – "нечто". Так как же так получается, что духовный источник способности Сары рожать – буква Йуд – был забран у нее, и вместо него она получила всего лишь потенциал буквы Эй5?

ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАШИХ ДНЕЙ

Ребе обращает особое внимание на то, как жизненно важно приводить в мир еврейских детей, и осуждает получившее распространение в наши дни «планирование семьи». Во время фарбрейнген 6 Тишрея 5741 года, в годовщину ухода его достопочтенной матери ребецн Ханы Шнеерсон, он говорил о величии дел женщины-матери. Ребе считает рождение и еврейское воспитание детей в семье подготовкой к приходу Мошиаха.

«Саре, Рахели и Хане – всем им были дарованы дети в Рош Ашона», – читаем мы в Талмуде. Главное, в чем сходны эти три женщины, – это горячее желание и решимость привести в мир еврейского ребенка. В своей всепоглощающей жажде стать матерями они готовы прибегнуть к любым дозволенным Торой способам. Их пример учит нас тому, что дело еврейских женщин – приводить в мир детей и гарантировать еврейское воспитание каждого. Раннее воспитание ребенка находится в большей степени в руках матери, чем отца.

Б-г повелевает Авраму: "Иди из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего - в землю, которую Я тебе покажу!" Именно там, говорит Всевышний, он сделается великим народом. Аврам и его жена Сарай вместе с его племянником Лотом отправляются в землю Кнаан, где Аврам возводит жертвенник Всевышнему и продолжает распространять среди людей знание о Едином Б-ге.

Разразившийся голод вынуждает Аврама отправиться в Египет, где он и Сарай называют себя братом и сестрой, благодаря чему Аврам избегает гибели, но прекрасную Сарай забирают во дворец фараона. Кара, ниспосланная Свыше, не позволяет ему притронуться к Сарай и вынуждает его возвратить ее Авраму и в качестве компенсации одарить его золотом, серебром и стадами скота.

р-н Дов-Бер Хаскелевич

После Всемирного потопа Всевышний установил Союз с Ноем и его сыновьями: "Радугу Мою помещаю Я в облако, и она будет знаком Союза между Мною и между Землею. И будет, когда наведу облако над землею, появится радуга в облаке. И вспомню Я Союз Мой, который между Мною и между вами, и между всяким живым существом во всякой плоти, и вода не сделается более потопом, чтобы губить всякую плоть".

Радуга была избрана символом Союза между Б-гом и людьми, знаком Б-жественной Милости, который напоминал бы человеку о его долге перед Создателем.

Закончились осенние праздники. Мы вышли из Рош а-Шана, Йом Кипура и Суккот счастливыми победителями — выиграв год жизни. 12 месяцев возможностей. Полный круг вариантов. Год жизни еврея.

Рав Ш. Пинкус в одной из лекций говорил: материал, с которым мы работаем в течение года, — это время. Интереснейший материал! Одни и те же вещи в разное время могут быть: очень ценны, совершенно не нужны, необходимы или невозможны. Классический пример — этрог. За день до Суккот стоит огромных денег, через день после — кто его купит? Еще пример — молитвы в Йом Кипур. Как много могут они дать! Но некоторые из них невозможно произнести как молитву ни в один другой день.

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш Хешван всегда празднуется два дня, поскольку Хешван следует за полным месяцем Тишрей. Его первый день приходится на тридцатое Тишрей, а второй — на первое Хешвана.
Существует мнение, что молитву Мусаф в Рош Ходеш Хешван, в отличие от всех других молитв, запрещено читать на память — ее читают только по молитвеннику.
Дело в том, что существует галахическое правило: «Отрывки из Торы и Танаха не читают на память». Разумеется, во все без исключения молитвы Мусаф входят такие отрывки. Но поскольку молитвы, обычно произносимые в субботы и новомесячия, произносятся часто и хорошо затвержены, их разрешается читать на память.

О стихе «На шестисотом году жизни Ноаха… открылись все источники глубоко под землей, и трубы небесные разверзлись» сказано в книге «Зоар»:

«В шестисотый год шестого тысячелетия со дня сотворения мира откроются врата мудрости наверху и источники мудрости внизу, и мир будет исправлен так, что сможет войти в седьмое тысячелетие».

Врата мудрости наверху – это мудрость Торы, а источники мудрости внизу – это житейская мудрость. Раскрытие и развитие мудрости, как мудрости Торы, так и житейской мудрости – это и есть сущность подготовки к приходу Машиаха.

Первая заповедь Торы

Еврейская женщина, имеющая дело с материальной стороной существования, именно по этой причине наделена особой мудростью. Месяц кислев начинается, как правило, с чтения недельной главы Торы "Толдот" ("Родословная").

Несмотря на то, что начинается глава словами "Вот родословие Ицхака", на самом деле не меньшее, а может, даже большее внимание в ней уделяется Ривке и вообще роли женщин в семье.

Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 5, стр. 24-35


Сказано в Торе («Берейшит» 2:2): «И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал…» Объясняет РАШИ, что человек может ошибиться с определением времени наступления субботы, поэтому он обязан прибавить от будней к святому (т.е. ко дню субботнему). Другими же словами это можно объяснить так: человек должен завершить свои дела еще до наступления субботы, чтобы по ошибке не сделать запрещенной работы в то время, когда суббота уже наступила.
Но Всевышний, управляющий временем, не может ошибиться. Он знает с точностью, когда наступает суббота. Поэтому Всевышний не должен прибавлять от будней к святому. Всевышний продолжал свою работу буквально до последнего мгновения перед наступлением субботы. Может показаться, будто Он завершил свой труд именно в этот день. Как сказано в Торе: «завершил Б-г на седьмой день» — отсюда впечатление, что Он закончил работу в субботу.

Но перед тем, как наступила суббота, в шестой день, сказано (1:31): «И видел Б-г все, что Он создал». Это значит, что все было сделано и подготовлено — Творение было завершено. Что оставалось Всевышнему сделать? Только одну маленькую вещь.

День 1: Создание Неба, Земли и света. Разделение между светом и тьмой

«В начале сотворения Б-гом неба и земли. Земля же была — смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дуновение Божье витает над водами. И сказал Б-г: „Да будет свет!“ И был свет. И увидел Б-г свет, что хорош, и отделил Б-г свет от тьмы. И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал Он ночью. И был вечер и было утро: день один».

День 2: Создание свода и разделение вод

«И сказал Б-г: „Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод!“ И создал Б-г свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом. И было так. И назвал Б-г свод небесами. И был вечер и было утро: день второй».

Даниэль Булочник

Целью создания человека является желание Творца иметь компаньона, помощника в ежемгновенном созидание мира. Присутствие Б-га в мире не ощутимо — слово «мир» (на иврите «ОЛАМ») происходит от слова «сокрытие» («ЭЙЛЕМ»), мир духовно» пуст» («ХАЛАЛЬ»), а это слово связано со словом будничное (не святое) («ХОЛЬ»), а это слово в свою очередь связано со словом «болен» («ХОЛЕ»). Наконец, все это связано с миссией человека на земле — делать мир лучше, делать его святым, т.е. пригодным для раскрытия в нем Творца. Мир, который на первый взгляд кажется чем-то завершенным и совершенным на самом деле нуждается в исправлении.

Приведу маленькую историю из Талмуда: однажды римский наместник в Израиле — Руфус Бутрус вызвал к себе во дворец самого уважаемого им еврейского мудреца — рабби Акиву — и задал ему с издевкой такой вопрос: «Скажи, что прекрасней — творения Создателя или творения рук человеческих?»

Р-н Цви Фриман

Женщина 1.0 была суровой и придирчивой версией, совсем не удобной для пользователя. Единственный намек на нее содержится в книге Брейшит (Бытие) в загадочной двойственной метафоре Адама: "На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей". "Кость от кости" звали Лилит, и характер ее был несгибаем, как кость. Эту версию Адам довольно быстро забраковал.

"Плоть от плоти моей" относится к Женщине версии 2.0, также известной под именем Хава (как-то превратившимся в Еву). Она была более легка на подъем, не так критично настроена и намного более отзывчива - как плоть по сравнению с костями. Новая версия была вполне пригодна для длительных отношений (в связи с версией 2.0 нельзя говорить об "удобстве пользователя", речь тут идет, скорее об интерактивном взаимодействии двух клиентов, как будет объяснено далее).

Суть обеих версий определялась спецификой примененных технологий. Версия 1.0 опиралась на технологию Мира Хаоса (Тогу). Этот мир, предшествующий нашему, был построен на абсолютности: абсолютный свет, абсолютная тьма, абсолютная тьма и... абсолютная суровость.

Брейшит (Бытие), 1:1 - 6:8

В начале первой главы Торы рассказывается о творении Б-гом вселенной в течение шести дней. В первый день Он сотворяет свет и тьму. Во второй день Он он создает небесный свод, отделяющий "верхние воды" от "нижних вод". На третий день суша поднимается над водами, и земля по велению Свыше производит травяную зелень и деревья. В четвертый день Творец устанавливает расположение солнца, луны и звезд и наделяет их функцией служить ориентирами для отсчета времени и светилами. В пятый день Он сотворяет птиц и рыб. В шестой день - наземных животных и Человека. В седьмой день Б-г прекращает работы творения и освящает его как день покоя.

Сотворив человека из праха земли, Б-г вдыхает в него "душу живую". Изначально создав человека единым существом, Творец провозглашает, что "нехорошо, чтобы человек был один", и, отделив от него одну сторону, формирует ее в женщину, а затем воссоединяет их союзом брака.

Ѓошана раба

Седьмой день праздника Суккот называется Ѓошана раба (Великая Ѓошана). Вот как объясняется это название. Как мы уже говорили, в Суккот на Небесах выносится приговор о дождях на ближайший год, а в последний день праздника этот приговор скрепляется печатью. А поскольку от воды зависит жизнь всего живого – растений, животных и человека, – в этот день мы читаем множество молений, начинающихся словами ѓоша-на («спаси нас»). В конце чтения ѓошанот мы берем в руки ветки плакучей ивы, так как это дерево нуждается в воде больше, чем многие другие растения, и на нем особенно плохо сказывается засуха. Мудрецы рассчитали еврейский календарь таким образом, чтобы Ѓошана раба никогда не выпадал на субботу, поскольку в этот день очень важно читать моления ѓоша-на и просить Всевышнего о дожде, а в субботу запрещено обращаться к Нему с просьбами и мольбами о наших повседневных нуждах (см. Рокеах, 221).

Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2021 году выпадает на 27-29 сентября). Название праздника взято из слов Торы (Бэмидбар, 29:35): «В день восьмой (шмини) – праздничное собрание (ацерет) да будет у вас!»

В Суккот решается Свыше, обильными ли будут дожди в этом году. Однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини-Ацерет. В книге Зогар сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.

Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу.

Краткое изложение беседы Ребе

Вслед за неделей праздника Суккот наступает Шмини-Ацерет – Симхат-Тора. Слово "ацерет" означает "собрание", а также "задержка". Сказано о Шмини-Ацерет, что Всевышний как бы говорит: "каша алай прэдатхэм" - "тяжело Мне расставаться с вами" (буквально - "расставание ваше"). Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней.

Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъезжаются и царь говорит: "Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного". Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова "придатхэм" (разлука ваша) - почему не сказано "придатейну" (разлука наша)?

Последняя глава Торы "Вэзот-Абраха" перечисляет благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной. Вторя благословениям, которые Яков дал своим сыновьям пять поколений тому назад, Моше наделяет каждое из колен своей индивидуальной ролью внутри общности народа Израиля.

Затем в этой главе говорится о том, что Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Обетованную. "И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моавитской, по слову Б-га... И никто не знает места погребения его до сего дня". Тора завершается словами: "И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной, и по каждому диву великому, что совершил Моше пред глазами всего Израиля.

по материалам сайта http://www.ru.chabad.org/

Р-н Александр Фейгин

"В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел Я их из Египта".

Сорок лет странствовали праотцы наши по пустыне, шли к неведомой земле, ели небесный "хлеб", пили воду из чудесного странствующего источника и жили под звездами.

Это еще что за ностальгия? Хорошо ли быть бездомным? Чего уж хорошего.

А вот контрвопрос: хорошо ли жить безбедно? Здесь интуитивный ответ "Да!" оказывается отнюдь неоднозначным.

Заповедь о празднике Суккот гласит: «В шалашах живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской» («Ваикра», 23:42-43).

Лучше всего начать строить шалаш ночью на исходе Йом-Кипура.

Каждый еврей обязан принять участие в строительстве суки (шалаша): заготовке схаха (веток для крыши), сколачивании стен и украшении суки (этим с особенным удовольствием занимаются дети).

Страница 1 из 11

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях